«Прокуратура Омской области провела анализ состояния законности в сфере охраны воздуха на территории региона в 2014–2017 годах. По информации контролирующих органов уровень загрязненности воздуха в городе Омске и в целом по области продолжает оставаться высоким.
На территории региона в воздух выбрасывается свыше 200 вредных веществ, однако в рамках наблюдения за качеством атмосферы, осуществляемого в городе Омске на 10 стационарных постах (6 из которых относятся к федеральной, а 4 – к региональной сети), контролируется содержание не более 30 веществ, входящих в соответствии с федеральными требованиями в группу минимально необходимых для города-миллионника.
Одновременно с этим на протяжении ряда последних лет отмечается тенденция к ежегодному сокращению объемов финансирования мероприятий по проведению мониторинга, содержанию, модернизации и обеспечению функционирования региональной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха, предусмотренных государственной программой «Охрана окружающей среды Омской области», утвержденной постановлением правительства Омской области.
Так, если в 2014 г. на данные цели программой предусматривалась сумма в размере 1,75 млн руб. (для отбора и анализа более 4,6 тыс. проб воздуха), а в 2015 г. – 1,4 млн руб. (5,2 тыс. проб), то в 2017 г. объем финансирования сократился до 1,03 млн руб. (2,8 тыс. проб). На 2018 – 2019 годы денежные средства программой не предусмотрены.
При этом согласно сведениям ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС», эксплуатирующего сеть наблюдательных пунктов, уже в 2015 г. объема областного финансирования хватало на работу лишь половины постов региональной сети и на ограниченный период времени в течение года (с апреля до середины ноября).
В связи с изложенными обстоятельствами сведения с соответствующих постов не могут полноценно использоваться ни в оценке уровня загрязнения воздуха областного центра, ни для расчета фоновых концентраций вредных веществ, а фактически применяются только для получения информации о состоянии атмосферного воздуха в районах их расположения.
В итоге в настоящее время в городе Омске отсутствуют сведения о фоновом загрязнении воздуха значительным числом вредных веществ, что влечет завышение предельных объемов выбросов вредных (загрязняющих) веществ, установленных для предприятий, несоответствие данных показателей реальному уровню загрязнения воздуха.
Помимо этого, в 2017 г. существенно (более чем в два раза по сравнению с 2015 и 2016 годами) сокращены объемы финансирования мониторинговых мероприятий на передвижном посту наблюдений (лишь 120 тыс. руб. для 140 проб в 2017 г. против 288 тыс. руб. для 550 проб в 2014 г.).
Аналогичным образом правительством Омской области до настоящего времени не обеспечено должное финансовое обеспечение деятельности регионального министерства природных ресурсов и экологии в части отбора проб промышленных выбросов предприятий в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора.
В 2015 г. на данные цели выделялось 200 тыс. руб. на 71 пробу выбросов, достаточных для полноценной проверки нескольких десятков предприятий, в то время как по вопросам охраны атмосферного воздуха Минприроды планировалось проведение плановых проверок 262 субъектов.
В 2017 г. предусмотренное программой финансирование данных лабораторных исследований сокращено до 100 тыс. руб. (33 пробы), чего очевидно недостаточно для обеспечения должной эффективности регионального экологического надзора, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения области.
Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости повышения эффективности работы региональной наблюдательной сети и увеличения финансового обеспечения экологического направления деятельности».