Департамент транспорта администрации Омска планирует попросить городской Совет повысить стоимость проезда в общественном транспорте до 30 руб. в 2019 году. Об этом сообщил пресс-центр мэрии.
Причем цена будет одинаковой и в муниципальных автобусах/троллейбусах, и в маршрутках. Обоснование «желаний» департамента транспорта, как всегда, одно – жизнь дорожает, в бюджете денег на компенсацию затрат транспортников нет. Еще немного, и муниципальный транспорт «помрет», и тогда омичи пострадают еще больше. Больше чего? В мэрии не говорят.
Директор департамента транспорта города Омска Александр Вялков уточнил, что тариф оставался неизменным в течение трех лет. За то же время солярка подорожала на 70%, запчасти – в полтора раза. При этом он стыдливо умолчал, что за шесть лет омичи стали тратить на проезд вдвое больше. Если в 2012 году при цене в 12 рублей на автобусы уходило около 6,2 тысячи рублей в год (из расчета 2 поездки в день 5 дней в неделю, без пересадок и прочих транспортных «излишеств), то по нынешнему тарифу эти расходы выросли до 11,4 тысячи. При стоимости в 30 же рублей транспорт будет обходиться уже в 15,6 тысячи в год. К сожалению, реальные доходы жителей на этом фоне только падают. (Ведь мы же всерьез не воспринимаем заявления Омскстата о неимоверно стремительном росте зарплаты в регионе).
Впрочем, кого это интересует, когда есть перед глазами пример президента и пенсионной реформы. Он тоже пошел на якобы смягчение этого людоедского закона ничтожными поправками. Так и руководитель дептранспорта обнадежил омичей, предложив оставить сниженный тариф за проезд в 25 рублей при безналичной оплате – проездным билетом, пластиковой картой, с телефона. Для удобства пассажиров весь муниципальный транспорт оснащается «всеядными» терминалами, которые – минуточку – стоят денег. И не малых.
И эта инициатива порождает дополнительный вопрос: если можно повысить стоимость «только» до 25 для тех, кто платит с помощью транспортной карты, значит, можно работать и при такой стоимости – зачем повышать до 30?
Вот в этом-то вопросе собака и зарыта. Директор департамента финансов и контроля мэрии Богдан Масан опроверг слова руководителя дептранса Александра Вялкова о том, что проезд могут повысить до такой суммы. Он объяснил, что речь идет о повышении стоимости проезда в муниципальном транспорте, и не до 30 рублей, а с 22 до 25 рублей.
А повышать стоимость проезда необходимо еще и потому, что новый транспорт мэрия закупает в лизинг и платить за него будут по частям до 2023 года. Разумеется, придется переплатить – из-за лизинга стоимость автобусов увеличивается почти в два раза. Правда, на лизинг это мало похоже, скорее коммерческий кредит, но Масану виднее, а рассчитываться придется омичам.
Кстати, председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян также заявил, что если муниципальные транспортные предприятия поднимут плату за проезд, частники в стороне не останутся. Конкретный размер повышения он пока не называет. Но в следующем году все частные предприниматели (а частные перевозчики относятся именно к этой категории) в обязательном порядке должны установить онлайн-кассы. А это – дополнительные затраты. Ведь перевозчикам придется оснастить каждый автобус такой кассой. И другое, о чем всегда так много говорили, но дальше разговоров дело не шло – о легализации работников на частных маршрутах. С 2019 года для работодателя увеличатся отчисления в Пенсионный фонд – это тоже затраты частного предпринимателя. И зарплата водителей, по понятным причинам, тоже должна подрасти. Поэтому Геворгян считает, что минимальное повышение тарифа за проезд по объективным причинам должно быть на 25%! Если сегодня эта сумма составляет 25 рублей, то в следующем году проезд в маршрутных автобусах должен стоить не менее 31 рубля. Только в этом случае они, частные перевозчики, хоть как-то компенсируют повышение всех затрат, составляющих этот бизнес.
А пока в горсовете депутаты находятся в полном недоумении. Как отметил депутат фракции КПРФ Дмитрий Петренко, мэрия пока только «изъявила желание» повысить цены на проезд, но обоснования этому повышению не предоставила. Соответственно, раз нет обоснований, просто «за красивые глаза» депутаты повышение стоимости проезда не то что поддерживать – рассматривать не будут. И он считает, что даже если закладывать в тариф неэффективную работу муниципального транспорта, максимум на чем можно остановиться – это рублей 25.
Не на это ли и был рассчитан преждевременный вброс информации о повышении проезда в муниципальном транспорте сразу на 8 рублей? Все по президентскому методу: сначала завысить планку, потом чуточку уступить, самую малость – и все, цель достигнута. Кстати, это не только про нашего президента, но и прежде всего про Трампа можно смело сказать. Только Трамп «давит» чужих, а наш – своих.
Словом, предложение о повышении цены проезда до 30 рублей – не пройдет, а вот до 25 – запросто.
Петр ДЫШЛОВОЙ.