Не так давно в Омске побывал кандидат политических наук, политолог и политический обозреватель информационного агентства «Росбалт» Александр Желенин («ручной левый русских либералов», как называют его злые языки). Он встретился с участниками омского марксистского кружка, прочел лекцию о задачах левых в современной России. Точнее, лекция получилась не о том, что надо делать, а о том, что, по его мнению, делать не надо.
Тут нужно сделать одно отступление. 2014 год и события на Украине стали испытанием для левого движения и в России, и в мире. КПРФ не просто поддержала референдум в Крыму и оказала помощь молодым республикам Донбасса, но активно настаивала на усилении влияния России в этих направлениях. Однако для некоторых левых политиков события в Донбассе вступили в противоречие с принципами интернационализма, как они их понимают. В результате – конфликт в головах. Желенин как раз из тех, кто после 2014 года расплевался с большинством левых политиков именно из-за того, что они поддерживают Донбасс.
На встрече в Омске доспорить нам не удалось. Тогда, в частности, мы коснулись того, что большинство и российских, и украинских писателей-фантастов в этом противостоянии оказались на стороне России. Кто-то – открыто, как Сергей Лукьяненко, кто-то – просто тщательно дистанцируясь от современной украинской политики (как, скажем, Олди).
Желенина это удивляет. Меня – нет.
Дело в том, что писатели-фантасты русской школы воспитаны на идеях прогресса. Фантастика – это вообще литература о будущем. Футурология, наука о будущем, родилась из литературной фантастики. «Примерка» любого явления к будущему – это обязательная часть даже не творческого метода, а способа мышления фантастов.
При этом фантасты в своей общей массе – последовательные интернационалисты, прекрасно понимающие, что процесс усиления единства человеческой цивилизации неизбежен. Он объективен. Главное – сделать его наиболее комфортным для всех.
Проще говоря, русскому, американскому, китайскому или индийскому программистам нечего делить. Они – коллеги, может быть, и конкуренты, но не враги. Они прекрасно поймут друг друга и способны работать в одной команде, несмотря на разницу в цвете кожи, разрезе глаз и бытовых традиций. Цвет кожи на качество кода не влияет. Мозги – вещь вненациональная. Если ты – дерьмовый кодер, то лишь потому, что у тебя лично не хватает мозгов, а не потому, что тебя «затирают» по национальному признаку.
С другой стороны, национализм в большинстве случаев цепляется за антипрогрессистские идеи, за возврат к донаучному мышлению.
Именно это отталкивает сегодня вменяемых фантастов от современной украинской идеологии «незалежности» как отрицания всех общесоветских достижений. Эта тенденция, как раз и проявилась в недавней истории с переименованием проспекта Комарова в Киеве.
Именем космонавта Владимира Комарова были названы улицы во многих городах СССР. Комаров имел непосредственное отношение к Украине, довольно долго до зачисления в отряд космонавтов жил там и служил в авиационных отрядах на ее территории. Однако для идеологов «незалежности» имя Комарова – наследие, так сказать, «имперской эпохи».
Сначала было предложение изменить имя на имя другого космонавта – Леонида Каденюка. Вроде бы все подходит для киевских идеологов: украинец, уроженец Украины, после 1991 года принял украинское гражданство, прошел подготовку как космонавт еще в СССР, в конце 80-х ушел из Центра подготовки космонавтов, но вернулся в космическую программу уже как представитель Украины и слетал в космос на американском шаттле. Но слетал же! В мире не так уж много стран, чьи граждане побывали в космосе, Украина благодаря Каденюку входит в этот клуб избранных.
Но, оказывается, не все так однозначно... Менять одного космонавта на другого, пусть и «идеологически верного», для украинских фанатиков «незалежности» – не тема. Зачем им космонавты?
Сейчас принято решение переименовать проспект Комарова в честь попа-униата – предстоятеля украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардинала Любомира Гузара.
Космос не нужен. Нужны политизированные попы. Стоит ли удивляться, что фантастам такая идеология не очень-то нравится?
К сожалению, в России власти пытаются «и рыбку съесть, и на елку влезть» – строить идеологию одновременно и на самом махровом мракобесии, и на космосе и прогрессе. Сидеть на двух стульях. Пока балансируют. Надолго ли? Не знаю. Куда кривая выведет. И тут многое может зависеть и от нас.
Евгения ЛИФАНТЬЕВА,
член жюри Международного конкурса фантастических
романов.