Красный путь
Красный путь

Социализм и мы. Добрым молодцам урок

Сказки, созданные народом, поражают чудом вымысла и своеобразным решением актуальных проблем
жизни, дали жизнь сказкам литературным, сказкам писателей. Последователь Пушкина, девятнадцатилетний
студент Петербургского университета П.П. Ершов своей сказкой «Конек-горбунок» подтвердил пушкинское
понимание народности литературы и пушкинские принципы литературной обработки сказочного фольклора,
одновременно развив их. Ершов усилил социальную направленность сказки, дал образ царя, провел
своеобразную параллель от подводного к земному царству.
Появились у Ершова свои подражатели и последователи. П.В. Шумахер, один из первых сатириков,
длительное время жил в Сибири. В 1859 г. им была написана «Сказка про белого царя», получившая широкое
распространение в рукописном виде (впервые была опубликована в 1932 г.). Критикуя «белого царя»,
боявшегося букваря, сатирик отмечает его расправу с декабристами, непризнание императором Луи
Бонапарта, напяливание маски величия и пр. В целом сказка дает сатирический портрет-характеристику
Николая I:
Народ его был черным:
Он мыться запрещал

И казнею позорной
Ослушников карал.
Живя в разладе с веком,
Прогресс не признавал
И только «человеком»
Лакея называл.
Носил величья маску,
Свой сан боготворя…
Сказать вам, детки, сказку
Про белого царя?
Пребывание в сибирской ссылке передовых людей своего времени сыграло положительную роль в
общественной и культурной жизни страны. Жуткую систему правления в буржуазно-крепостническом мире
изображает и В.Г. Короленко в сказке-сатире «Стой, солнце, и не движись, луна!», написанную в 1899 г. и
опубликованную по цензурным соображениям лишь в 1927 г. Писатель изображает подобную систему
правления в Восотоковской округе, осуществляемую воеводой Устаревшим с помощью пристава Ивана
Негодяева, доносчика Иудушки Ухина, сержанта Мрак-Могильного, околоточного надзирателя Держиморды.
Самодурство, самоуправство, глупость и жестокость возведены ими в принципы. «Что хочу, то и делаю!» –
говорит воевода и распорядился: «На холме, откуда прежде всего показывались солнечные лучи, поставить
полицейского надзирателя Держиморду с таковым расчетом, дабы, когда солнце первыми лучами над
землей взыграет, то на осветившемся небосклоне фигура Держиморды выступала бы с полной ясностью,
олицетворяя собою бодрствующее непрестанно начало власти…» В конце концов народ изгоняет воеводу и
впредь отказывается от подобных.
События Великой Октябрьской социалистической революции нашли своеобразное отражение в сказках
известных писателей. Признанный к тому времени поэт-лирик Г.А. Вяткин ставит свой талант на службу
революции. В агитационно-пропагандистской инсценировке сказки Салтыкова-Щедрина появилось название
«Как мужик двух генералов накормил и что из этого вышло», где два генерала, «не привыкшие» существовать
без денщика и лакея, отыскали на острове «лежебоку», «сукина сына» и «мерзавца» – мужика. Куда ж без
него барам-неумехам! Один, – умевший писать только резолюции на прошениях, уверен, что человеческая
пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет; другой – думающий, что булки в том
самом виде родятся, в каком их утром к кофе подают, умел только принимать парады. Мужик между тем
мощным усилием разрывает веревку, схватывает дубинку и замахивается. Генералы трясутся от ужаса и
неожиданности. «Теперь мой черед пришел, – оповещает прозревший мужик. – Почуял я силу свою, довели
вы меня до точки. Со всем миром готов силой померяться».
Политическую сказку «Конек-горбунок», которую написал в 1906 г. проведший 8 лет в Якутской ссылке
профессиональный революционер С.А. Басов-Верхаянцев, называют родным братом «Конька-горбунка», хотя
их разделяют десятилетия, и соответственно этому новая сказка внесла в народ новые идеи времени. Чтобы
оттенить реальную действительность, вначале автор описывает жизнь царя и его приближенных (господи, как
бы не угодить в нынешние времена):
Как во городе столичном
Во дворе живет отличном

Царь страны той Берендей...
(Пятьдесят под ним царей).
На готовом царь живет,
И идет ему доход:
Получает он зараз
Сорок тысяч рублей в час.
Не берет совсем бумажек –
Ни рублевок, ни сотняжек, –
А берет он только злато
(Знать, страна его богата),
Корабли им нагружает,
В банк за море отправляет.
Но, увы, отношение владыки к простым людям далеко не царское. Варварское! Процитирую еще несколько
строк:
«Вскоре ружья загремели:
Царь велел в народ стрелять.
Час, не больше, пролетел,
Навалили груду тел»...
Агитационно-пропагандистская народническая сказка, показав тяжкую жизнь народа, подводила к мысли о
необходимости борьбы с угнетателями. Прочите и вы ее, сегодняшние «цари». Может, образумитесь
маленько. Предвосхищая события, автор как бы предвидел советское завтра:
Перво-напево решили,
Чтоб не быть у них царям.
А стояла бы отныне,
Не вводя народ в изъян,
Власть рабочих и крестьян:
Власть Совета депутатов, –
Для народа первых братов.
А потом насчет земли
Распорядок навели:
Порешил согласно сход,

Что отныне наперед
И угодья, и именья –
Это общее владенье.
Чтоб держал надел лишь тот,
Кто свой пот на пашне льет.
Шло равненье шире, шире.
Много фабрик в божьем мире;
Там трудятся у станков
Миллионы батраков,
Горожан и мужиков.
И опять согласен сход:
Чтоб с заводов шел вперед
Лишь трудящимся доход.
Социализм – это раскрепощение человечества. Жажда правды и свободы не умирает. Уничтожение
капитализма и его следов, введение основ социалистического порядка является веянием времени,
сложившимися обстоятельствами, исторической необходимостью. И тут уж ничего не попишешь, господа-
буржуины. Как у нас в стране, так и в пресловутом забугорье во главе с США.

Леонид СЕНЬКО,
ветеран
педагогического труда.
г. Омск.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех