Что только не добавлено в школьную программу: патриотизм, финансовая грамотность, религия. В текущий Год семьи решили повсеместно внедрить еще один новый предмет, и даже название изобретено – семьеведение. Кто и что будет прививать молодому поколению на этих уроках?
Как был дан старт
Инициатива ввести этот курс возникла на фоне дискуссии о том, как повысить рождаемость в стране. Выступая на Всемирном молодежном форуме в Сочи, вицепремьер Татьяна Голикова призвала рожать первого ребёнка до 24 лет, поскольку репродуктивный возраст женщины «короток». А 5 апреля на совещании президента с членами правительства она же сообщила: «Акцент на формирование семейных ценностей будем делать со школьной семьи. С 1 сентября в школах вводится предмет «Семьеведение» для старших классов. Вводим его в рамках «Разговоров о важном» или внеклассной работы. Это не будет уроком в привычном понимании. Важно, чтобы это был доверительный и деликатный разговор между учителем и детьми с обратной связью, направленный на формирование позитивного отношения к созданию семьи».
Как пишут СМИ, многие депутаты Госдумы считают, если не начать заниматься семейными ценностями прямо сейчас, то дети не смогут противостоять «агрессивному зарубежному натиску». Программу разрабатывает Институт стратегии и развития образования. Рабочие материалы готовят по темам: «Семейные ценности», «Семейные традиции», «Семейный климат», «Что укрепляет семью, что разрушает», «Кто в семье главный?», «Как найти свою половинку?», «Будущая мама». «Будущий папа». «Как быть хорошими мамами и папами» и т. д. Обещают учесть «многообразие национальностей, культур, языков и обычаев проживающих в России народов». При этом «продолжат действовать учебные пособия по семьеведению, уже используемые (около двух лет) почти в 40 регионах» («Нравственные основы семейной жизни», написанные священником Дмитрием Моисеевым и монахиней Ниной Крыгиной).
Заметим: в СССР в конце 1980х был опыт ведения таких школьных предметов, как «Основы советской семьи и семейного воспитания» и «Этика и психология семейной жизни». Уроки подвергались критике изза отсутствия квалифицированных педагогов. Занятия вели учителяпредметники, зачитывая методички и краснея от тем, посвященных физиологии взросления и интимной жизни. Постепенно предметы «ушли» из школы.
Цель правительства
В 2022 г. в стране сыграли 1 млн 53,76 тыс. свадеб, а разводов было более 682 тыс. – почти 65%. По данным переписи населения 2020 г. 38,5% семей с детьми в стране – неполные. У 45% российских женщин 20 – 24 лет нет детей, потому что: не замужем – 24%, нет жилья – 21%, надо доучиться – 17%, хочу пожить для себя – 16%. В возрастной группе 25 – 29 лет: нет детей – 28% женщин, один ребенок – 22%, двое – 12,6%, трое – 3%. Причины: страх потерять работу – 31%, нет жилья – 30%, не замужем – 11%, «пожить для себя» – 24%. Естественная убыль населения потихоньку растет с 2016 г., к 2024му нас осталось 146,15 млн.
Вот чтобы исправить эту печальную статистику, по мнению правительства, и необходимо ввести семьеведение.
Корни проблемы
Средний уровень заработной платы в РФ, по официальным данным, на начало года – около 60 тыс. рублей, но разве так получают в регионах? В Омской области с такой зарплатой живут только счастливчики, а средняя – все еще около 30 тысяч. У 20летних даже нет мысли о деторождении изза неспособности содержать себя, их содержат мамыпапы, бабушки и дедушки, от которых молодежь требует не только денег на развлечения и модные штаны, но и отдельное жилье.
С другой стороны, горячую проблему абортов нельзя решить их запретом, как ратует РПЦ. Может, лучше сократить количество нежелательных беременностей? Чтобы сократить число разводов, наверное, нужно увеличить количество осознанных браков, построенных на прочном фундаменте взаимного уважения и любви, а не на патриархальных традициях с тикающими часиками.
Политика же буржуазного государства на деле такова, что, по сути, все направлено на развал семьи. Лозунги лозунгами, призывы призывами, но кто сегодня, воспитывая ребенка, говорит о порядочности, благородстве, совестливости, честности? Сегодня людей воспитывает индустрия развлечений. Сегодня нужен продавец и потребитель. Главное, чтобы продавались и покупались смартфоны, модная одежда, косметика, турпоездки, заполнялись ночные клубы. В телевизорах, интернете – поток всевозможной мерзости. Редкий фильм можно смотреть с детьми. Разве помогут при этом уроки?
Конечно, грамотное половое воспитание может защитить детей от насилия, от ранней беременности, аборта, брака «по залёту» и так далее. Можно учить финансовой грамотности, выстраиванию отношений со сверстниками и взрослыми, умению отстаивать свое мнение, не оскорбляя и не унижая другого. Но будет ли растущий человек применять это в жизни? Ведь капитализм учит добиваться только своих желаний и любыми способами.
Мнения разделились
Опрос, проведенный в августе прошлого года университетом «Синергия», отдает госзаказом. К идее нового предмета относятся положительно аж 47% граждан, 34% – нейтрально, и только 19% – отрицательно.
Но мнения людей, незадействованных в официальных опросах, совершенно другие. Вот, к примеру, что говорят омичи.
Нина Михайловна, врач: «Нужно создавать условия, чтобы люди не боялись вступать в брак. Сегодня, если родится третий ребенок, семья на всем экономит. О том, что касается вопросов здоровья – контрацепция, профилактика вензаболеваний – должен рассказывать врач».
Гульнара, кассир: «Все вводят и вводят новые предметы в ущерб и вместо математики, физики, химии, геометрии и прочих наук. Физика только с 9 класса и раз в неделю! Зато 5 часов всякого ненужного».
Сергей, одиннадцатиклассник: «Про регистрацию брака, про разводы и без отдельного курса рассказывают на уроках обществознания. О репродуктивной стороне семьи – на биологии. Про виды защиты – на ОБЖ. В каждом предмете разделы и так есть».
Александр, юрист: «Что б ни преподавали в школе, ребенок ориентируется на то, что видит дома. 40 минут в неделю на семьеведение – роскошь. А если будут освещать преимущества ранних браков, то мое мнение однозначно: ранний брак – это стопроцентный развод».
Олег Панков, менеджер: «И что же даст школьнику этот урок? Высоконравственную позицию? Придет он домой, откроет интернет, включит телевизор. И увидит, что в тренде совсем не то, о чем говорила учительница».
Алена Сергеевна, мама троих детей: «Уже и так по 7–8 уроков в день плюс домашние задания, они правилато не успевают усвоить, а тут новый предмет. Для обсуждения с посторонними людьми это слишком личная тема».
Екатерина, учитель: «Кто будет преподавать новую «науку»? Вопрос не решен, предполагают, что, скорее всего, учителяпредметники и классные руководители. А ничего что учителей не хватает? У меня, например, нагрузка 60 часов в неделю, а вам слабо?».
Итак, в 2024/2025 учебном году предмет вводят в 10 – 11х классах. Официально заявлено, что вести будут педагоги, отвечающие за «Разговоры о важном». Обещают привлечь психологов и учителей истории (которых не хватает). При этом чиновники считают, что масштабной переподготовки педагогов не требуется. Пособий для учеников «пока нет, разрабатываются», методичек для педагогов тоже. Каким образом будут аттестовать знания по предмету – неизвестно. Публичного обсуждения целей, задач и содержания нового предмета не было. Но уроки семьеведения с 1 сентября будут.
Татьяна ЖУРАВОК.