Накануне нового учебного года министр просвещения Ольга Васильева заявила национальный проект «Образование», в состав которого входят девять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Современные родители», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования».
Скажу прямо: к девяти федеральным проектам у меня вопросов нет. Считаю все их полезными для отечественного образования. Однако убежден: в нацпроекте как минимум нескольких федеральных проектов не хватает. И это поставит под сомнение его реализацию в целом. Назову для примера три таких федеральных проекта:
1. «Здоровье школьников»,
2. «Дебюрократизация образования»,
3. «Учитель в настоящем».
1. Приведу некоторые данные о состоянии здоровья детей. По данным министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, за последние 10 лет здоровье школьников значительно улучшилось.
По данным диспансеризации, 85% всех детей от 0 до 18 лет – практически здоровые дети или дети, имеющие обратимые функциональные изменения. Число тяжелых «хроников» среди детей – всего 4,5%.
По оценкам доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, который занимается проблемами детского здоровья несколько десятилетий, практически здоровые школьники составляют около 3–5%.
По заявлению В.Р. Кучмы, директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, лишь 4% детей приходят в школу здоровыми, а более половины уже имеют хронические заболевания. Абсолютно здоровых детей в школах нет уже ко 2му – 3му классу, а в целом 60% школьников страдают неврозами, болезнями желудка и проблемами с позвоночником.
Приведу некоторые данные о состоянии психического здоровья детей.
Из доклада вице-президента РАО, академика Д.И. Фельдштейна за 2012 год:
* 48,2% детей уже в дошкольном возрасте имеют пограничные проявления клинических форм психических нарушений;
* к моменту поступления в 1й класс доля психически здоровых детей составляет всего 39%;
* более 30% детей до шести лет демонстрируют агрессивный тип поведения, который является для них нормой.
По данным главного психиатра России З.И. Кекелидзе (2015 год):
* 60% дошкольников страдают психическими аномалиями;
* аналогичный показатель среди школьников – 70–80%;
* у 30% школьников наблюдается дезадаптация в социуме.
Если ничего не делать и обманывать себя ложной статистикой, ситуация будет только ухудшаться.
2. Второй федеральный проект, абсолютно необходимый для улучшения ситуации и, кстати, не требующий денег, – дебюрократизация образования.
По данным комитета Государственной думы VI созыва по образованию, в среднем каждое учебное заведение в России ежегодно заполняет около 300 отчетов по
11 700 показателям.
Согласно сравнительным международным исследованиям Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), российский учитель является мировым рекордсменом по количеству времени, которое затрачивается на отчеты, документацию и иные бюрократические процедуры, – более 4 часов в неделю.
Приведу ключевые рекомендации комитета Госдумы VI созыва по образованию:
* запретить управленческим структурам всех уровней запрашивать информацию у образовательных организаций, которая, согласно законодательству, должна размещаться на их сайтах;
* проводить не более одной проверки образовательных организаций – накануне нового учебного года.
Эти рекомендации мы включили в проект закона «Об образовании для всех», но закон отклонен Думой, а рекомендации до сих пор не реализованы.
3. Третий федеральный проект, несомненно, должен быть посвящен статусу педагога. Очень хорошо, что среди девяти главных направлений, обозначенных Ольгой Васильевой, есть «учитель будущего». Однако, чтобы «пожить в эту пору прекрасную», еще более важным был бы другой проект – «учитель в настоящем». Пока же мы имеем следующую картину.
Согласно данным ОНФ, средняя нагрузка российского учителя еще в 2016 году составила 28 уроков в неделю, т.е. превысила полторы ставки. С учетом подготовки к урокам, проверки письменных работ, заполнения документации и воспитательной работы с детьми это далеко за 60 часов в неделю. Согласно же данным РАНХиГС, в 2018 году по сравнению с 2017м число педагогов, работающих на две ставки (36 уроков в неделю), увеличилось с 7 до 13%.
Эти данные означают, что каждый восьмой учитель в стране либо не живет нормальной жизнью, либо не дает детям того, что должен был бы дать. Напомню еще раз: настоящее образование, в отличие от дрессировки, происходит там, где учитель делится с учеником не только знаниями, но и частью своей личности. Безумные нагрузки – это преждевременное эмоциональное выгорание и умерщвление человеческих отношений в образовании.
Но это еще не все. Мы имеем колоссальное неравенство в оплате педагогического труда. По данным специального исследования, средняя зарплата учителя в Ямало-Ненецком автономном округе составляет более 96 тыс. рублей, а в Алтайском крае – лишь около 20 тыс. рублей, т.е. отличается почти в пять раз! Какая уж тут равная оплата за равный труд! Самое печальное, что даже при этих диких нагрузках, по данным ОНФ за 2016 год, в 75 регионах из 85 Указ Президента РФ №597 от 7 мая 2012 года в части оплаты учительского труда не исполнен.
Мы направили на заключение правительства очередную версию законопроекта о повышении статуса педагогического работника, предложенную Конфедерацией труда России и Межрегиональным профсоюзом работников образования «Учитель». Ее смысл: в рамках норм Указа №597 базовая ставка педагога не должна быть ниже двух размеров минимальной оплаты труда в регионе.
Из ст. «Учитесь и живите долго».
«Советская Россия», №104.