В мае прошлого года мы опубликовали серию материалов о состоянии ЖКХ, последний из которых назывался «У красной черты – дальше отступать некуда». О том, что изменилось за год и куда мы идем, размышляет наш постоянный автор, председатель Омского областного Общества потребителей в сфере жилищно-коммунального комплекса Александр ЛИХАЧЕВ.
Так как это не роман, где важно, чтобы никто не знал, чем закончится и кто убийца, скажу сразу, что за год стало только хуже, и ничем хорошим для властей это не закончится – ни одна из проблем не решилась, зато добавились новые. И виновный налицо – полностью деградировавший чиновничий аппарат всех уровней, то есть государство.
Я далек от политики, и не стоит рассматривать этот материал как предвыборный. Просто так по времени совпало: я долго воздерживался от оценок, поскольку один руководитель, Виктор Иванович Назаров, уходил, другой приходил, и я допускал возможность (хотя, честно, мало надеялся), что ситуация изменится.
Но сначала общее замечание. Понимаю принципы устройства государства при социализме и при капитализме. Понимаю, когда в бюджете нет денег, например, чтобы проложить новый магистральный трубопровод. Но не могу понять бардак и беспредел, когда принимаются законы и другие документы, не просто лишенные здравого смысла, но направленные на удушение потребителей. И не могу вовсе понять, когда не надо ни копейки, только бумажку подпиши, которую за тебя уже написали. Но чиновники, получая за наш счет многотысячные зарплаты, не желают решать самые простые вопросы. Причем в то время, когда в других странах и даже в других регионах нашей страны эти вопросы давно решены или вообще не возникали, и народ не подвергают экспериментам.
Как всегда, пойдем по порядку, а вы читайте и думайте: сколько будем терпеть? Не пора ли начать отстаивать права потребителей более активно, заставить власти принимать разумные справедливые решения, раз добровольно чиновники делать этого не хотят?
1. Запрет непосредственного управления
(виновники – Госдума и президент)
Как известно, Жилищный кодекс РФ в статье 161 предоставил собственникам САМИМ (!!) на собрании выбрать и в любое время изменить способ управления своим домом из трех равноправных:
– управление управляющей организацией (это для ленивых – там УК сама все решает, а жильцы платят и знают только свою УК);
– создание ТСЖ (ТСН, ЖСК) – это где есть честный и инициативный руководитель, но в реальной жизни это оказывается дороже, так как для одного дома накладно содержать всех, кого необходимо;
– непосредственное управление самими жильцами путем собрания и избрание совета дома как самый выгодный для жильцов способ управления домом, о чем мы не раз писали с 2005 года.
Если кратко, непосредственное управление отличается от управления управляющей компанией лишь двумя, но принципиальными вещами (хотя там УК и здесь УК, там договор содержания – здесь договор управления). Но:
1. Согласно Правилам №354, потери на ОДН при непосредственном управлении ложатся на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО) – ведь именно они имеют необходимую аппаратуру и возможности выявлять воровство, бороться с незаконными подключениями. А при управлении потери падают на дом (формально на УК, но УК не возьмет ни один дом без протокола, что сверхнорматив жильцы берут на себя).
2. При непосредственном управлении жильцы могут использовать преимущества рынка: например, слесаря и дворника заказать у одной УК, обслуживание лифта и вывоз мусора – у другой организации, а некоторые услуги типа покупки огнетушителей (которые все равно завтра украдут) вообще в тариф не включать, как и кучу других ненужных жильцам услуг.
Но при управлении УК должна тупо, под страхом штрафа ГЖИ в 250 тыс. рублей, включать в тариф все 127 работ из пресловутого постановления Медведева №290 под названием «Минимальный перечень услуг и работ...». Там достаточно прочесть первое: каждую весну приглашать специализированную организацию и проверять вертикальные отметки дома – типа не провалился ли он.
Это актуально для отдельных территорий – где шахты, как в Перми и Ростове, и в районах вечной мерзлоты, но для Омска, Томска и Новосибирска-то зачем? Между прочим, 6200 стоит – из денег жильцов. А не будет такого акта подшито – штраф. И таких услуг там треть.
«Простой народ» не дураки, и в большинстве территорий, в том числе в Омске, большая часть домов – примерно 3/4 от всего числа – были именно на непосредственном управлении.
Гром грянул неожиданно в 2014 году. Принимался в Госдуме закон №255 – это про лицензирование УК, проект рассылался на территории, в том числе в Законодательное собрание Омской области. Горячо обсуждали, но когда закон приняли, в нем неожиданно оказалась маленькая строчка, к лицензированию никакого отношения не имеющая и в проекте отсутствовавшая, и до сих пор неясно, кто эту поправку внес. Сделали власти, как всегда, иезуитски: никто не написал – «запретить непосредственное управление», а написали «части 1.1. и 1.2. статьи 164 признать утратившими силу». Ясно, депутатам за 400 тысяч зарплаты лень было открывать Кодекс и читать, что это за пункты, а это как раз пункты о праве на непосредственное управление!
Полагаю, большие начальники и не понимали, что они приняли. Они же в коттеджах живут – им нет дела до этого непосредственного управления!
И с 1 мая 2015 года все дома с количеством квартир более 30 вынуждены были пойти в кабалу к управляющим организациям и ресурсоснабжающим компаниям, так как прежние договоры стали недействительными.
Здесь характерно признание заместителя председателя комитета по ЖКХ Госдумы А. Сидякина («Единая Россия»), который совсем недавно проводил в Омске рабочую встречу по законодательству. На мой вопрос о возможности возврата схемы с непосредственным управлением он честно признал: «Вы не забывайте, что любое решение в сфере ЖКХ должно учитывать интересы всех сторон треугольника – жильцов, УК и ресурсоснабжающей организации, и если мы вернем непосредственное управление – этим затронем интересы РСО». Этим все сказано.
Теперь – причем здесь президент, чтобы вопросы политические не задавали. У президента имеется правовое управление и советники по всем направлениям в аппарате президента. Ладно, депутаты по недомыслию (а кто и за взятку) там написали, но если бы хотя бы один чиновник из аппарата президента разбирался в теме, он должен был указать президенту на необходимость исключения данного пункта, тем более что он никак к теме закона не относился. Этого не произошло. Подпись президента появилась. Закон вступил в силу и приносит жильцам домов по всей России многомиллионные убытки, а буржуям из ресурсоснабжающих организаций – миллиардные прибыли за наш счет.
Сколько еще будем это терпеть?
2. Перевод ОДН в жилищные услуги
(виновники – Госдума, президент, правительство Омской области)
Еще Маркс учил, что буржуазия ненасытна и, получив прибыль, этим не довольствуется, а становится еще наглее и хочет больше.
А дальше все как по Марксу. Последовательно выходят закон №176 и постановление №1498.
1 января 2017 года мы проснулись в другой стране – теперь ОДН перевели из коммунальных услуг в жилищные, то есть эту плату стали выставлять управляющие организации.
Про это безобразие (а теперь и сами депутаты Госдумы с трибуны согласились, что ошиблись) много было написано, в том числе и в «Красном Пути». И, кто помнит, с депутатом А.А. Кравцом мы в Минстрой России ездили.
Никому бы дела не было, как эти услуги обозвали в Кодексе, если бы это не привело к многомиллионным лишним тратам людей в пользу РСО и УК.
Во-первых, напомню, в первоначальной редакции документов требовалось платить именно и только по нормативу, хотя в доме есть приборы учета. Так решили вожди, и все тут, никакие доводы не принимались.
Про Думу и президента я все сказал, больше повторяться не буду.
Но правительство Омской области с губернатором во главе должно обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан на территории региона. А наши права никто не защитил.
Не говорю даже про Чечню, про Орловскую область, где губернатор-коммунист, про Ульяновскую область, где областные депутаты о народе больше заботятся (там они этот вопрос поставили и решили).
В нормальных регионах просто дали команду: постановление в этой части не применять, а считать по-прежнему – по приборам учета. Далеко до Орла и ехать не надо – наши соседи алтайцы издали соответствующее инструктивное письмо Минстройтранса (его мы публиковали в «Красном Пути»): считать по приборам учета.
А что у нас? Приношу в правительство проект (сделанный на основе алтайского документа) – ни Виктор Иванович, ни другие руководители подписывать не хотят, а тогдашний горе-министр Бирюков вообще сказал, что Лихачев не владеет ситуацией, население-де довольно новой системой оплаты ОДН. По-русски – испугались чиновники за свои задницы.
По всей стране начались возмущения, и в июле 2017 года Госдума принимает закон №258 – опять разрешить считать ОДН по приборам учета.
Но кто вернет омичам сотни миллионов рублей, фактически похищенных у них ушлыми управляющими организациями? Здесь обращаю внимание читателей – далеко не все УК подчинились идиотскому постановлению, часть сразу продолжила считать по приборам учета. И порядочные в августе или по итогам 2017 финансового года возвратили средства (или по решению собрания отнесли их на текущий ремонт дома). Но часть УК до сих пор «крутят» эти средства в банках, получая процент.
Областные власти бездействуют, хотя именно они должны за этим следить. За это чиновникам платят жалование, но они его не отрабатывают. Вместо денег люди в ответ на жалобы получают вот такие отписки, как на последнем приеме мне принесла жительница Московки Р.М. Янушевич: «Ввиду того, что правительством Российской Федерации не утвержден порядок перерасчета, произвести перерасчет по ОДН в настоящее время не представляется возможным». А вы тогда зачем сидите в теплых креслах, если не способны без федерального правительства выручку на площадь поделить, один раз собрать алчных хозяев некоторых УК и сказать: «Верните людям деньги или будем проводить комплексные проверки ГЖИ и найдем больше нарушений»?
Но это ж работать нужно. И никакого личного навару!
Сколько еще можно это терпеть?
Кто наживается на минусовых ОДН и повышающих коэффициентах (опять про 66 копеек)? У кого тепло в карманах от холода в наших квартирах? Об этом – в следующем номере.