Похож – не похож!?
В отечественном кино, которое именно с ленинской подачи превратилось из ярмарочного промысла в «важнейшее из искусств», создано более 50 портретов вождя мирового пролетариата. В зарубежном кино – всего лишь пять лент, где выведен образ Ильича. Почему? Потому что сам образ и имя несут мощный идеологический заряд.
Большая часть Ленинианы снята в советские времена. Советский Ленин – светоч мысли, стратегический гений и коммунистический мессия, постсоветский Ленин – тщеславный бунтарь, корыстный властолюбец и злобный интеллектуал. Это и понятно – чего еще можно ждать от «перестроечников», уничтоживших СССР.
Первым Ленина сыграл непрофессиональный актер – простой рабочий Василий Никандров в фильме «Октябрь» 1927 г., которого пригласили на эту роль исключительно из-за внешнего сходства.
Подлинно живой Владимир Ленин – это Ленин в движении, в единстве слова и жеста. Один из создателей советской актерской школы, мастер театрального искусства Борис Щукин сыграл Владимира Ленина в дилогии Михаила Ромма (в 1937–1939 гг.), и Ромм вспоминал, как преобразился Щукин во время беседы с одним из соратников вождя – Дмитрием Мануильским: «Он отошел в угол комнаты, встал спиной к нам, постоял минуту, вдруг повернулся резко, решительно. Я увидел совершенно другого человека. В нем изменилось все. И как будто бы плечи стали шире, шея как будто бы стала несколько короче. Изменилось лицо, изменились губы, глаза, а главным образом, весь дух этого человека. Это было совершенно неожиданно». Ленин в фильмах Ромма был подчеркнуто эксцентричен: и в жесте, и в слове.
«Человек с ружьем» Сергея Юткевича вышел на экраны в 1938-м. Динамичные ракурсы, интересный главный герой из народа – солдат Иван Шадрин. Ленин в исполнении Максима Штрауха оказался более добродушным и менее импульсивным, чем щукинский. Появление такого экранного Ленина было воспринято именно как воскрешение вождя. Когда Щукин шел по коридору «Мосфильма» в гриме на первую съемку, вокруг собравшиеся аплодировали, обнимались и утирали слезы счастья. Образ, созданный им, понравился Надежде Константиновне Крупской.
В шести фильмах 1950–1960‑х гг. создателя первого в мировой истории социалистического государства сыграл Борис Смирнов, которого из-за невероятного портретного сходства называли «главным Лениным страны». В трех фильмах в 1960–70-х сыграл Ленина Михаил Ульянов.
Десятки актеров претендовали на роль Ленина, но для многих эти попытки завершались на этапе кинопроб. Кроме режиссера, на пробах, как правило, были в качестве консультантов представители Института марксизма-ленинизма – настолько строго подходили к выбору актера. Рекордсменом по числу ролей Ленина стал народный артист России Юрий Каюров – в 1960–1980-х гг. он сыграл вождя 18 раз! Трижды Ленина играл Кирилл Лавров в конце 1970-х – начале 1980-х гг. В 1985 г. в образе вождя мирового пролетариата зрители увидели Иннокентия Смоктуновского. Критики писали, что так Ленина еще не играл никто – без ужимок и нарочитой картавости, создав образ вдумчивого и серьезного политика.
«Люди ищут ответа и поддержки в старых фильмах»
Смотрят ли сегодня российские зрители эти ставшие классикой фильмы? Как оценивают, о чем задумываются? Наибольшее количество откликов в социальных сетях оказалось у просмотров фильмов «Синяя тетрадь» и «Шестое июля».
В 1963 году кинорежиссер Лев Кулиджанов добился разрешения на экранизацию повести Эммануила Казакевича «Синяя тетрадь», где рассказывается, как летом 1917 года Ленин и Зиновьев скрывались от ареста по ордеру, выданному Временным правительством в связи с обвинениями в организации июльских беспорядков в Петрограде. В роли Ленина – Михаил Кузнецов, Зиновьева – Марк Никельберг.
Александр А.:
– Благодаря фильму у меня проснулся исторический интерес. 7 мая я посетил в Сестрорецке историко-революционный музей «Сарай». Сам сарай расположен на берегу озера под стеклянным колпаком, рядом с домиком-музеем. Кстати, само озеро искусственного происхождения. Оно было создано в 1726 году с помощью земляной дамбы, перегородившей реку Сестру для нужд оружейного завода. 8 мая поехал в музей «Шалаш Ленина». Интересные экспонаты, фотографии, пояснительные тексты.
Новикова (Рига):
– Такой интересный образ Ильича создали авторы фильма. Инок, отшельник, наидобрейшей души человек... Удивительно было услышать, как он мечтает о беспроводном телефоне у себя в шалаше.
Борис Н. (Санкт-Петербург):
– Как всегда у Кулиджанова, фильм очень добротно поставлен, и актеры очень хорошо играют. Интересной показалась сама атмосфера жизни в Разливе. Первая мировая война и революционные события где-то далеко, местные жители заняты своими повседневными делами. Скоро эта сельская идиллия кончится... Герои еще не знают своей будущей судьбы и, что по историческим меркам, жить им осталось совсем немного. Свердлову менее двух лет, Ленину неполных семь, Дзержинскому девять, Зиновьеву девятнадцать.
ZetaBeta:
Посмотрела фильм впервые. Неожиданное решение по форме подачи отдельного эпизода жизни Ленина. Но тем интереснее было смотреть. Рассуждения Ленина о государстве, о своей жизни, о курении, о том, что народу надо говорить всегда правду, о том, что заблуждающегося рабочего не надо обижать – очень ценны и раскрывают образ Ленина глубже. Наверное, в последнее время возрос запрос у людей на то, как жили и как действовали наши героические предки. Многие люди ищут ответа и поддержки в старых фильмах.
Фильм «Шестое июля» режиссера Юлия Карасика повествует о событиях 1918 года. В фильме отсутствуют какие-либо спецэффекты, погони, драки, характеризующие впечатляющий боевик, хотя основная тема сюжета – мятеж партии социал-революционеров, составляющих на тот момент часть руководящей государственной власти.
Михаил П.:
– Сильное кино, которое хочется смотреть и пересматривать. Спиридонова своей зажигательной речью взывает к чувствам слушателей (и зрителей), Ленин – к их разуму. И снова на повестке дня Украина – вечная головная боль России.
Елена:
– Фильм морально не устарел, можно и нужно смотреть современному зрителю. Лишний раз подумаешь, какое месиво было в развалившейся после художеств Керенского стране, и понимаешь, что был шанс из миллиона собрать все вместе – и большевикам это удалось.
Валентина Т.:
– В фильме ясно показано, что власть достается не тому, кто красочнее болтает, а тому, кто лучше работает и ни при каких обстоятельствах не теряет голову.
Петр С.:
– Когда я вижу Ленина в исполнении Каюрова, я безоговорочно верю, что такой человек мог написать «Материализм и эмпириокритицизм» или произнести на III съезде комсомола: «Мы должны воспитать молодежь коммунистами, но это не означает, что надо вбивать им в голову коммунистические лозунги и догмы..». Посмотрел на одном дыхании.
Сергей К.:
– Странно, что его сейчас не показывают по телевидению – фильм мог бы произвести немалый эффект на фоне непрекращающихся распрей в Госдуме и в свете перманентной подготовки к очередным парламентским или президентским выборам.
Татьяна ЖУРАВОК.