Как и для чего в России создан профсоюз «Учитель», рассказала его оргсекретарь Ольга Мирясова
Изначально, а это было в 2011 году, профсоюз «Учитель» начался с нескольких неравнодушных педагогов, которые хотели улучшить ситуацию с трудовыми правами коллег. Сейчас он зарегистрирован в Минюсте РФ в качестве межрегионального профессионального Союза работников образования, входит в Конфедерацию труда России, одно из крупнейших в России объединений независимых профсоюзов. В него входит 52 первичные профсоюзныЕ организации из 22 регионов России. Специфика профсоюза «Учитель» в том, что он изначально связан с коллективными действиями. Учитель, который пытается в одиночку отстаивать свои права в индивидуальном трудовом споре с руководителем, остается достаточно уязвимым. Любой судебный спор, обращение в государственную контролирующую инстанцию – затратная история. Профсоюз помогает решить эти вопросы, говорит оргсекретарь профсоюза Ольга Мирясова.
Хотя в России существует Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в нем нет указаний на конкретный круг целей или возможностей профсоюзов, работающих в сфере образования. Каждая организация, ячейка, входящая в «Учитель», самостоятельно разрабатывает свою стратегию и задачи. Основной задачей «Учитель» видит защиту прав педагогов и обеспечение их юридической поддержки, поскольку у самих педагогов нет достаточных знаний тонкостей трудового права. Профсоюз работает как с конкретными случаями нарушения прав, так и с системными проблемами. В частности, пытается поднять уровень учительских зарплат – хотя бы в конкретных случаях. Он защищает интересы работников не только среднего, но также дополнительного, дошкольного и среднего профессионального образования. Устав не допускает вступления в первичную ячейку работодателей – людей, которые могут принимать решения об увольнении или приеме человека на работу.
Структуры всех профсоюзов примерно одинаковы: главный профсоюзный орган, который, как правило, называется «совет», и первичные ячейки, еще их называют «первичками». Именно в них обращаются учителя, которые сталкиваются с нарушениями своих трудовых прав. Если первичка в школе еще не создана, а в Омске пока нет ни одной, любой работник учреждения может основать ее самостоятельно. Инициативу может проявить любой член коллектива – нужно провести учредительное собрание будущей первички. Его участникам не нужно писать заявления о вступлении – они становятся членами профсоюза по факту участия в собрании первичной организации. Но нужно подписать протокол и ознакомить собравшихся с Уставом – это основной документ, по которому живет профсоюз. Те, кто захочет присоединиться позже, пишут заявление о вступлении на имя председателя первички.
Как правильно оформить протокол учредительного собрания, можно посмотреть на сайте профсоюза «Учитель» https://pedagog-prof.org/o-nas/join-the-union/. После этого скан документа нужно отправить на почту профсоюза: info@pedagog-prof.org. В течение трех дней оргсекретарь или член совета профсоюза свяжется с вами. Совет примет решение о приеме в межрегиональный профсоюз «Учитель». Директора образовательного учреждения нужно уведомить о создании первичной организации. Это можете сделать вы сами в свободной форме, с указанием даты проведения учредительного собрания и ФИО председателя профкома и ревизора, но обычно «Учитель» высылает уведомление для работодателя от имени председателя профсоюза, юриста Юрия Варламова, с подписью и печатью, а также удостоверение для председателя первички. Уведомление нужно зарегистрировать в канцелярии или у секретаря школы, поставить входящий номер, дату и подпись лица, принявшего документ, на своем экземпляре уведомления – работодатели частенько их «теряют».
Согласно Уставу, членство в профсоюзе «Учитель» предполагает уплату взносов – 1% от зарплаты, причем 60% собранных взносов остаются в распоряжении первички, в профсоюз «Учитель» отчисляется 40% собранных средств – для обеспечения работы профсоюза, в том числе для оплаты юриста. Перечислять взносы на юридический счет МПРО «Учитель» может бухгалтерия вашего учреждения, для чего каждому члену первички нужно написать заявление на имя бухгалтера или директора школы, а «Учитель» будет возвращать вашу часть взносов в первичку. Либо вы можете собирать взносы наличными, а на счет МПРО перечислять 40%.
Очень важно наметить план работы первичной организации: обсудить, какие проблемы наиболее актуальны для сотрудников, от кого зависит их решение, что для этого нужно делать. Вы имеете полное право размещать информацию о деятельности профсоюза на стенде объявлений или повесить свой информационный стенд в вашем учреждении. Ваша задача – отобрать из всего набора проблемы трудового коллектива, решаемые в обозримой перспективе – с учетом тех ресурсов, которые есть в распоряжении коллектива и профсоюза.
Ничто так не укрепляет доверие к профсоюзу, как выигранная кампания или иной реальный результат, улучшающий положение сотрудников. Помните, что профсоюз – это не благотворительная организация, а сообщество работников, которые хотят общими силами защищать свои права путем самоорганизации.
Галина СИБИРКИНА.