Образовательные организации Омской области начнут новый учебный год в очном формате.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что, несмотря на пандемию коронавируса, образование в школах не будет полностью переходить на дистанционный формат:
– У нас нет и не может быть никаких планов по закрытию школ. Мы не допустим, чтобы дистанционный формат заменил общение ученика с учителем. В то же время мы, конечно, понимаем, что выбор формы обучения зависит от эпидемиологической ситуации в регионе.
Тем не менее часть омских школьников в сентябре уйдет на дистант, как заявила на пресс-конференции министр образования региона Татьяна Дернова. Не из-за коронавируса, а из-за выборов: дети не будут ходить в школу пару дней перед ними.
– В большом количестве школ находятся избирательные участки, – отметила Дернова. – И члены комиссий часто наши педагоги. В каждой школе будет решаться вопрос индивидуально: если можно развести потоки, то образовательный процесс продолжится. Если нет, мы рекомендовали отправить детей на дистант на эти дни.
Уже сегодня, по официальным данным, в России насчитывается 2 миллиона безграмотных людей. Но выборы для чиновников важнее.
День незнания
Всего в Омской области за парты сядут 240 тысяч учеников, 27 тысяч из которых сделают это в первый раз. К учебе приступят и 80 тысяч студентов, среди которых 30 тысяч – первокурсники. В городские школы придет более 15 тысяч первоклассников. К новому учебному году дополнительно организовано 37 первых классов для 925 юных омичей.
– В Омске уже определились лидеры по количеству принятых первоклассников. В Центральном округе это средняя общеобразовательная школа №30, где 117 человек, в Кировском – школа №55 имени Кичигиных, где 192 человека. Абсолютный лидер города – средняя школа №91, в которую пришло 199 первоклассников, – отметил Дмитрий Васюхичев, руководитель общего отдела департамента образования.
По словам чиновников образования, в регионе наблюдается тенденция роста количества обучающихся. При этом в новом учебном году будут работать 713 школ. Десять лет назад, в 2011 учебном году учреждений общего образования было 891, по данным приемки Роспотребнадзора. Причем сокращение шло стремительно: еще на год раньше школ насчитывалось 922. Ликвидация школ с 2000 года происходит в России невиданными темпами. Если подсчитать, то, как пишут «Новые известия», в год закрывалось по 1,7 тысячи учебных заведений, или по 4,6 школы каждый день.
Воспитание по‑новому
Главной темой августовских совещаний омских педагогов стало воспитание подрастающего поколения.
24 августа прошло совещание работников системы образования Омской области, ознаменовавшееся прибытием заместителя министра образования России Андрея Корнеева. По его словам, основная цель таких совещаний – повысить эффективность программы воспитания детей.
Напомним: Закон об образовании, принятый в России в 2012 году, перевел образование в разряд услуг, заодно исключив воспитание из задач школы. В прошлом году воспитание решили вернуть на место, приняв новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Разработаны новые воспитательные программы и для начальной, и для общей школы, и для звена среднего профессионального образования. Омская область, кстати, вошла в число десяти пилотных субъектов, где в школах введены ставки советников директоров по воспитанию. Они появятся в 267 школах пятнадцати муниципальных образований. Ключевыми нравственными ценностями для подрастающего поколения, как сказал Корнеев, теперь будут патриотизм, любовь к Родине и почитание истории своей страны. Куда и почему эти ценности исчезали из школы, не объяснил. Однако, нет сомнений, что любовь к Родине будет означать исключительно любовь к власти, а почитание истории – ее единственную трактовку, объявленную правительством России правильной.
Остались одни кочегары
За годы оптимизации системы образования, по данным Счетной палаты России, число сельских школ в России сократилось почти вдвое, городских – на четверть.
Результатом проведенной оптимизации стало сокращение с 2001 года числа детских садов с 51 до 48 тысяч, сельских школ – с 46 до 24 тысяч, городских – с 23 до 18. В результате уже в 2019м примерно 13% всех школьников были вынуждены заниматься во вторую и третью смены.
По словам Олега Смолина, первого заместителя председателя Госдумы, если в 1930е годы в стране было открыто 25 тысяч преимущественно сельских школ, то 24 тысячи из этого числа уже закрыты. Больше всего сельских образовательных учреждений ликвидировали в 2006 году, когда была внедрена система подушевого финансирования, при которой маленькая школа выжить просто не может.
В конце июля в соцсетях появилось обращение жителей села Спасск Называевского района, рассказавших, что закрывается единственная в селе школа, где обучается 12 детей. «Никто не думает о наших детях. Какие трудности приходится им испытывать при поездках в школу и из школы, ведь дороги у нас не асфальтированы, а протяженность маршрута увеличится на 10 километров по высокой дороге. Безопасность наших детей под угрозой», – писали родители. По словам авторов обращения, школу закрывают потому, что «из трех выпускников один не сдал экзамен, кроме того, есть предписание СанПина (установление канализации), хотя это можно устранить в кратчайшие сроки».
В минобразования сообщили, что деятельность Спасской основной общеобразовательной школы приостанавливается, поскольку качество обучения в последние годы снижается, что прослеживается по результатам диагностических работ и результатам итоговой аттестации. Кроме того, в школе нет необходимого лабораторного оборудования для реализации практической части образовательных программ по природоведению, биологии, химии и физике.
На какое время будет приостановлена деятельность школы и каким волшебным образом от этого появится оборудование, министерство не рассказывает. Но обещает рабочие места в школе оставить – правда, только кочегаров: «для сохранения школьного здания».
Жить или учить?
Специалисты исследовательского центра сайта «Зарплата» выяснили, что больше половины педагогов в Омской области берут подработку, чтобы выжить.
С 14 по 27 июля во всех регионах России, в том числе и в Омской области, среди школьных учителей проводился онлайн-опрос. В общей сложности в нем поучаствовали 2 007 человек. Об этом сообщило издание «Аргументы и факты».
Оказалось, что 53% омских преподавателей трудятся на нескольких работах. При этом из них 37% берут две или более ставок (в одной или разных школах), 34% выбирают в качестве дополнительной нагрузки классное руководство, 18% занимаются с учениками, которые из-за состояния здоровья обучаются на дому, 9% учителей подрабатывают репетиторами.
Средняя заработная плата учителя в Омске составляет 25 тысяч рублей, в то время как в Москве и Санкт-Петербурге преподаватели зарабатывают в среднем 100 тысяч, по данным сервиса. 63% респондентов также отметили, что при дистанционном обучении нагрузка на педагогов увеличивается в несколько раз.
Галина СИБИРКИНА.