На своем недавнем заседании Госдума в один присест отклонила сразу пять законопроектов о возвращении отмененной в 2016 году индексации пенсий работающим пенсионерам. Их авторы взывали к справедливости, даже Библию цитировали с высокой трибуны, но думское большинство законопроекты торпедировало. Аргумент один: нет источников финансирования.
СИТУАЦИЯ сама по себе абсурдная. Ведь, по идее, Библией для депутатов является Основной Закон страны – Конституция. В ней черным по белому написано, что пенсии должны индексироваться всем. Там нет ни одного слова про разделение пенсионеров на работающих и неработающих. Речь идет о законе прямого действия. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу на территории страны, и никакие нормативные акты не могут противоречить ее нормам. Здесь даже дискутировать не о чем. И тем более обращаться в Конституционный суд.
Мало того, ситуация абсурдна не только с правовой точки зрения, но и с точки зрения экономической логики. Возьмем свежую статистику. По данным Социального фонда России (объединившего с 1 января 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования), число пенсионеров в нашей стране неуклонно снижается, и на начало нынешнего года оно составило 41,8 миллиона человек. Эта тенденция обозначилась в 2019 году, когда начали сдвигаться сроки выхода на пенсию, а потом внесла еще свой вклад пандемия. В результате в одном только 2021 году пенсионеров стало почти на 970 тысяч меньше. Абсолютный антирекорд с начала девяностых годов.
В прошлом году процесс продолжился, хотя уже и не так резко – количество получателей страховых пособий по старости стало меньше на 372,3 тысячи человек.
Меньше людей – меньше выплаты. Государство получает солидную экономию средств, которые вполне можно было безболезненно для бюджета направить на индексацию пенсий работающим пенсионерам.
А их число, тем временем, тоже постоянно снижается. Если в 2016 году таковых насчитывалось почти 15 миллионов, то на начало нынешнего года – 7,9 миллиона. То есть вдвое меньше. И это прямое следствие прекращения индексации пособий. Впрочем, наивно полагать, что все уволившиеся прекратили работать. Конечно, нет. Ведь пенсий у половины пенсионеров едва хватает на коммуналку, лекарства и чтобы не умереть с голоду.
Можно не сомневаться, что значительная часть работающих пожилых людей стала трудоустраиваться неофициально и соответственно получать зарплату «в черную». Другими словами, государство своими руками вытолкнуло граждан в сферу теневых отношений. Предприниматели, выплачивающие деньги в конвертах, ходят под уголовной статьей, работающие пенсионеры тоже чувствуют себя неуютно.
В прошлом году произошел еще один резкий скачок снижения количества работающих пенсионеров – их стало на 600 тысяч меньше. Причина в новом пенсионном законодательстве – новых пенсионеров по старости не было.
ТАК НЕУЖЕЛИ поставлена задача изгнать из экономики эту категорию граждан? Так ведь не получится. Ни для кого же не тайна, что как минимум половина из 7,9 миллиона работающих пенсионеров каждый год увольняется на два месяца, а потом вновь трудоустраиваются. И это происходит не только в частном бизнесе, но и во всех государственных структурах. На селе, и не только острая нехватка учителей, врачей, младшего медицинского персонала. Их днем с огнем не найти, и даже рублем не заманишь. Естественно, привлекают пенсионеров. В условиях СВО на оборонных заводах тоже наблюдается острейший дефицит опытных станочников. Руководители пытаются привлечь пожилых людей, принимают их на работу, потом увольняют, потом снова принимают. Глупость, маета и дурь государственного масштаба.
Эту порочную практику необходимо просто прекратить. В конце концов, чиновники и эксперты, сядьте и хорошо посчитайте. У нас 7,9 миллиона работающих пенсионеров. Не меньше половины из них все равно получает индексированные пособия. Не получающих остается меньше четырех миллионов человек. Это что – непреодолимая проблема?
Тем более у нас есть категории пенсионеров работающих, которые почемуто у депутатов и чиновников правительства не вызывают вопросов: военнослужащие и приравненные к ним сотрудники силовых структур и других ведомств. Они, как правило, становятся пенсионерами в 45–55 лет, сразу начинают получать ведомственную пенсию (существенно большую, чем средняя по стране) и многие начинают работать на гражданке. При этом чиновники ведомств не нарушают требования Конституции и всем своим пенсионерам пенсии индексируют! Кроме того, после достижения гражданского пенсионного возраста многие из них начинают получать вторую пенсию. И таких пенсионеров, видимо, больше, чем работающих пенсионеров по старости. Деньги и на индексацию, и на вторую пенсию в бюджете легко находятся. Кроме этого, есть еще гораздо более странное с социальной точки зрения решение властей в стране – это дополнительные пенсии чиновникам из местных бюджетов. Только в Омской области это сотни миллионов рублей в год из стабильно дефицитного бюджета. Вот о чем действительно нужно задуматься депутатам всех мастей и не только Госдумы.
Можно, например, убрать льготы для высокооплачиваемых граждан. Ведь с зарплат свыше 1,9 миллиона рублей работодатель отчисляет в Соцфонд не стандартные 22 процента, а существенно меньше. Так уж эти льготы необходимы?
Если к тому же ввести норму, обязывающую каждого работодателя платить пенсионеру не менее МРОТа, дополнительные источники финансирования искать вряд ли придется. Средняя величина пособия по старости на сегодняшний день составляет 20,6 тысячи рублей. Пенсионные отчисления работодателя от минималки, таким образом, составят 3573 рубля. Растет ли такими темпами пособие у неработающих пенсионеров? Увы.
Таким образом, работающий пенсионер, получая МРОТ, всю индексацию обеспечит себе сам. То есть ее оплатит за него работодатель. А если зарплата окажется больше МРОТа, работающий пенсионер еще и поможет бюджету проиндексировать пособие неработающему. Простая арифметика.
Мало того, если государство перестанет делить пенсионеров на полноценных (неработающих) и пораженных в правах (работающих), значительная часть получающих сегодня зарплату в конверте, точно выйдет из тени. А это опятьтаки увеличит доходы Социального фонда.
ДРУГАЯ сторона вопроса. Недавно силовики вскрыли в уже преобразованном в Соцфонд Пенсионном фонде РФ хищения на два миллиарда рублей. Как вообще такое возможно в век всероссийской цифровизации? Значит, в первую очередь нужно разобраться, что вообще происходит с деньгами как в государственном фонде, так и в десятках негосударственных. Там наверняка тоже найдутся дополнительные резервы для финансирования индексации. К тому же численность сотрудников нашего Пенсионного фонда была в два раза больше, чем в США, а население России более чем в два раза меньше – вот вам и еще резервы для экономии.
И можно будет забыть эту позорную, незаконную проблему. Причем дотации из бюджета на самом деле возможно потребуются минимальные. В конце концов, если уж так страшно за бюджет, и у чиновников трудности с анализом и расчетами, возьмите и проведите эксперимент в двухтрех областях. И тогда сразу станет понятно, во что обойдется соблюдение конституционной нормы. Конкретно, в рублях. Только, проводить его нужно, не в Москве. Столица – это наше все, «город солнца», отдельное государство, там, помимо государственного пособия «волшебник» мэр Собянин платит москвичам еще и свою пенсию. Только все его достижения имеют весьма неприятную колониальную вонь, все крупные омские предприятия переведены на налоговой учет в столицу или стали подразделениями холдингов и АО, следовательно, налоговые отчисления москвичам, а омичам – до 400 ПДК при неблагоприятных метеорологических условиях, недокопанное метро, недорытый гидроузел, уже более 30 лет недопостроенный новый аэропорт, рушащиеся от ветхости дома и мизерные зарплаты. Монополисты вместо омичей предпочитают тысячами привозить на свои ударные стройки китайцев, турок и жителей Средней Азии. Отсюда безнадега и массовый отъезд граждан из Омска в Москву, где выше в разы зарплаты и платят две пенсии.
В кулуарах все депутаты говорят, что индексировать пенсии работающим пенсионерам, конечно, нужно. Однако подготовленная ранее жалоба на решение об отмене индексаций в Конституционный суд собрала только 89 депутатских подписей. А требовалось 90. В результате высший орган законодательной власти страны выглядит в глазах избирателей собранием говорунов, которые сначала примут закон, а потом начинают его забалтывать.
Вот и сейчас после отклонения всех пяти внесенных законопроектов на сей счет снова начались разговоры о необходимости обсудить эту тему с правительством, о создании межфракционной рабочей группы, о подготовке еще одного обращения в Конституционный суд и т. д. В общем, все опять пошло по бессмысленному порочному кругу.
Сергей МИЗЯ,
председатель комитета экономической безопасности Омской торгово
промышленной палаты.
От редакции.
Напомним, что фракция КПРФ неоднократно выступала за индексацию пенсии работающим пенсионерам. А год назад по этому поводу коммунисты совместно со справедливороссами собрали 89 подписей под обращением в Конституционный суд России. Увы! Для рассмотрения этого вопроса в КС не хватило… одного голоса. И проблема вновь застопорилась. Причина в том, что члены партии «Единая Россия», несмотря на словесную поддержку индексации пенсии работающим пенсионерам, на деле голосуют так, как им укажут сверху. То есть против.