В отчётах и на деле
К профессиональному празднику педагогов были подведены итоги конкурса «Учитель года2016», и Владимир Путин встретился в Кремле с пятнадцатью его лауреатами. Один из вопросов, заданных президентом Александру Шагалову из Армавира, «сколько он получает?», привел молодого человека в замешательство. Победитель ответил уклончиво. Видимо, он стеснялся сказать неправду, а правду – не решился. В итоге все-таки выяснилось, что оклады победителей составляют 26–28 тыс. рублей в месяц. При этом никто не уточнил (да и не собирался – к чему разочаровывать президента голой правдой! – Авт.), что учитель года получает эту сумму за 30 уроков в неделю (это огромная нагрузка, 1, 77 ставки!), а на ставку выходит примерно около 18 тысяч.
– Но ведь это ниже среднего по России, – изумился Владимир Путин. – В 2015 году средний оклад учителя был 32,5 тысячи рублей. А в этом году – 36 тысяч.
(Заметим, что среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей, по подсчетам омских статистиков, за январь–июнь 2016 года составила 30 902 рубля).
Эти цифры берутся из статотчетности, которую школы сдают в обязательном порядке каждый месяц. А еще есть мониторинги зарплаты, тоже ежемесячные. И опять же это средняя получка, а не зарплата за положенную, нормальную ставку в 18 часов в неделю. Причем средняя, куда наверняка включили и администрацию, и дирекцию, и простых учителей. Но только представьте, как это обсуждалось в семьях, за школьным порогом! Думается, глядя в сияющее на голубом экране лицо президента, «повеселились» учителя по всей России. Вот как они обсуждают это на форумах.
Пишет учительница одной из школ Кировской области:
«Постановление правительства области, на основании которого снизилось подушевое финансирование в школах, привело к тому, что зарплата учителей значительно упала. У людей оформлены кредиты, ипотеки, они надеялись на свою прежнюю зарплату... Оклад учителя 6750 рублей, минималка –7500 рублей. Несколько лет назад мы добивались того, чтобы наша ставка была не меньше минималки, сейчас опять надо бороться? В среднем по школе наша зарплата 21000 рублей, при том сюда почему-то всегда включаются коммунальные льготы. Думаю, наши зарплаты просто стыдно показывать без «коммуналки».
А вот реплика из Омска:
«Мой коллега, работая в вузе, написал письмо президенту Путину: мол, так и так, разберитесь, пожалуйста, с экрана говорят, что у нас зарплата 27 тыс., а на деле подавляющее большинство не получает больше 10 тыс. руб. И приложил к письму сканы жировок. Ответ был, конечно. Написали, что по вузу провели проверку, в ходе которой выяснилось, что средняя зарплата в учебном заведении выше средней зарплаты по региону. Мы очень долго смеялись, как технично нам заткнули рот. Конечно, ректор получал 300–350 тыс. руб., а простой преподаватель без степени 10 тысяч. И это в лучшем случае, а то и вовсе 8000».
К чему привела реформа
С декабря 2008 г. ввели в России новую систему оплаты труда – НСОТ. Основным ее принципом является разделение заработной платы работника на две части: на гарантированную часть, которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей, и на стимулирующую часть, размер которой зависит от того, насколько качественно, эффективно и результативно работал сотрудник. На бумаге казалось все прекрасно. А в итоге?
«Современное законодательство о рабочем времени учителя крайне запутанно, содержит множество юридических коллизий и пробелов, – считает активист профсоюза «Учитель» из Санкт-Петербурга Марина Балуева. – Пользоваться этими нормами практически невозможно. Однако, похоже, это нисколько не беспокоит сегодня законодателя. Более того, создается впечатление, что именно такая путаница в нормативах и нужна. Ведь следом за неразберихой в учете работы идет неразбериха в ее оплате. А значит, можно удобно грабить учителей, отчитываясь о «повышении» зарплаты».
Рабочая неделя учителя, согласно опросам профсоюза, в среднем колеблется от 50 до 70 часов, и это притом что по Трудовому кодексу она не должна превышать 40 часов, а для педагогов-предметников установлен верхний предел «не более 36 часов». Педагоги отмечают, что чиновники, видимо, чтобы оправдать свои хорошие должностные оклады, будто соревнуются в изобретении новых обязанностей учителям.
Срочно отменять!
Так называемая стимулирующая часть быстро оказалась своеобразным манипулятором в руках администраций бюджетных учреждений. Учителя боятся противостоять произволу администраций школ (а также больниц и других бюджетных организаций) – их просто затравят и заставят уйти. Но все-таки среди них есть люди боевые, несгибаемые. Ирина Витальевна Канторович – кандидат исторических наук, педагог дополнительного образования московской школы дистанционного обучения «Технологии обучения».
«Ликвидируйте механизм присвоения бюджетных средств под маркой экономии!» С таким призывом обратилась Канторович к президенту РФ В.В. Путину, председателю правительства РФ Д.А. Медведеву и к министрам финансов, образования и науки, здравоохранения, культуры и труда и социальной защиты, уполномоченному по правам человека в РФ Москальковой Т.Н., председателю Комитета гражданских инициатив Кудрину А.Л. и руководителям парламентских партий.
Вот что говорится в петиции, размещенной на сайте (https://www.change.org). «По ныне действующей системе, все выделенные бюджетному учреждению деньги тратятся внутри него самого, при этом все сэкономленные (не потраченные на предназначенные цели) средства бюджетного учреждения переходят в фонд экономии данного учреждения, а затем директор выплачивает их сотрудникам в виде стимулирующих надбавок и премий. На практике, по слишком понятной и как бы даже предлагаемой условиями логике эти стимулирующие и премии львиной долей (практически ничем не регулируемой по закону) переходят в зарплатные выплаты администрации и близких к ней лиц. Таким образом, директор сегодня имеет вполне ясный экономический мотив уменьшать объем работ (или, как теперь принято говорить, услуг), выполняемых его учреждением, чтобы увеличить фонд экономии и свои доходы».
Автор петиции поясняет, что НСОТ создала огромную социальную напряженность, администрации выгодно принудить часть педагогов к увольнению, а их обязанности возложить на оставшихся. Директорам невыгодно платить надбавки за квалификацию, научную степень. В этой ситуации, чтобы сократить недовольного, любой повод годится. Что ведет к росту безработицы. В то же время увеличиваются «ножницы» в размерах зарплаты руководства и работников. Только официально, зарплата директора сейчас уже в три-восемь раз больше средней зарплаты работника. «Однако самые впечатляющие по масштабам мероприятия по созданию фонда экономии (с последующим распределением в собственные карманы) происходят на уровне региональных департаментов и комитетов здравоохранения, образования, соцзащиты и т.п., – пишет Ирина Витальевна. – Здесь куются местные «реформы», позволяющие с самого начала большую часть денег, выделенных из бюджета, оставить нетронутыми («сэкономленными»). Именно для этого была придумана «оптимизация» системы здравоохранения и управления образованием... Существует опасение, что помимо этих реформ прямой «экономии» в руках комитетов и департаментов имеется еще одно трудно доказуемое средство «экономии»: с ними «делятся» директора бюджетных учреждений. Поскольку по закону сейчас можно уволить любого директора без объяснения причин (п. 2, ст. 278 ТК), директор полностью зависим от учредителя... На все руководящие посты назначаются «свои» сотрудники: те, кто будет «делиться» с органомучредителем, который гарантирует их непотопляемость».
«В целом, стремление сэкономить любыми средствами, обусловленное нынешними нормами НСОТ, приводит к постепенному саморазрушению государства. НСОТ – термит российской государственности, ее надо срочно отменять или реформировать», – завершает свое обращение к руководителям государства смелый педагог.
Под петицией уже поставили подписи более 15 тысяч человек.
Что в перспективе?
Много надежд возлагают педагоги на нового министра образования и науки РФ Ольгу Юрьевну Васильеву, которая уже заявила в СМИ, что учитель – это не услуги, «это служение и призвание», поскольку школа должна формировать личность человека, а не готовить из него узкого специалиста.
На Всероссийском съезде сельских учителей в Чувашии министр Васильева пообещала, что в соответствии с поручением премьер-министра Дмитрия Медведева будут готовиться «правовые акты для выхода на 70 процентов базовой зарплаты – это должно касаться всех учреждений образования – и 30 процентов стимулирующих выплат. Еще раз: 70 и 30. Это уже решенный вопрос».
Обещаний от едроссовских чиновников мы слышим много, и по любому поводу. Посмотрим, что изменится.
Анна ЧАЛАЯ.