Красный путь
Красный путь

Село людьми ставится, их делами славится

В завершившейся недавно социальной акции «Народный герой­2018» победителем номинации «Юность» стал выпускник школы из Большереченского района Алексей Бункевич. Побывав в селе Ингалы, наш корреспондент узнала много интересного не только о герое проекта, но и о школе, давшей ему путевку в жизнь.

А школа выстояла

Самая приличная дорога в селе ведет именно к школе. Большая ухоженная территория за резным штакетником и красно­кирпичное двухэтажное здание за ним сразу произвели хорошее впечатление. Первая мысль: «Здесь есть настоящий заботливый хозяин». И я не ошиблась. Молодой, энергичный, деловой и очень дружелюбно настроенный директор Андрей Викторович Цвецих (на снимке) с гордостью представил учителей, показал школу, поделился размышлениями и мечтами.

В советское время Ингалы было большим селом, сначала центром крепкого колхоза, затем совхоза. Зерносушилки, кирпичный завод, животноводческая ферма, маслозавод, больница, клуб, библиотека. Молодежь в селе оставалась. Сегодня полторы тысячи жителей. Как и в других районах области, народ в перспективы не верит: недостаточное количество рабочих мест, низкая оплата труда, невысокий уровень социально-бытовых условий. Вода, правда, есть. Газ обещают в 2020 году подвести, хотя Виктор Назаров, будучи губернатором и, кстати, являясь выпускником Ингалинской школы, обещал, что уж в 2018 году село обязательно газифицируют.

А вот местная школа, несмотря на ветер перемен, сокративший число подрастающего поколения, выстояла. Сегодня в ней 136 учеников с первого по одиннадцатый класс. А будущих школьников – 72 (столько малышей воспитывается в детском саду, в двух его группах).

Известно, что у сельской школы особая миссия.

– Это центральный орган всего сельского организма, как сердце у человека, и если оно остановится, исчезнет школа в сельской местности, не будет и самого села, – считает директор, депутат районного Совета Цвецих. – Поэтому задача школы  – совместно с главой поселения создать максимально возможные условия для реализации права каждого ребенка на качественное доступное образование.

В частных организациях работают около 30% родителей, в государственных – 70%, 22% семей являются малообеспеченными, 18% – неблагополучными, 8% – семьи, в которых дети находятся в социально опасном положении. Школа способна обеспечить поддержку ребенка. От уровня образования, как справедливо замечает Андрей Викторович, зависит вся дальнейшая жизнь, работа, финансовый достаток в семье и передача знаний, умений, культуры поведения следующему поколению.

Чем необычна Ингалинская школа

Здесь создан образовательный комплекс, в котором дружно работают детский сад и школа. Можно ли считать целесообразным создание такого единого учебного заведения? Директор А.В. Цвецих считает, что в условиях сельской местности, где существуют образовательные организации с небольшим количеством детей, этот вариант является самым эффективным. И  образовательный процесс идет с учетом преемственности.

К воплощению своей идеи в жизнь Андрей Викторович шел пятнадцать лет. Окончив Омский педагогический университет, вернулся в родные места преподавать математику. Увлекал детей не только своим предметом, заинтересовал их краеведением, историей малой родины, стал инициатором создания школьного научного общества. Вместе с ребятами создал школьную газету «Комета» и пресс-центр. В 2007 году заслуженно стал «Лучшим учителем» в рамках национального проекта России,
в 2009­м удостоен грамоты Министерства образования «За эффективную работу по подготовке школьников для работы в науке». И вот уже восемь лет Андрей Викторович – директор школы.

Заходишь в школу и поражаешься ее ухоженности.

– В школе учатся еще и дети с ограниченными возможностями, в том числе и колясочники. Приняв в 2014 году участие во всероссийской программе «Доступная среда», мы получили возможность сделать отличный пол, крыльцо с пандусом, оборудовали два туалета, сенсорную комнату с сухим бассейном.

В школе уже установлено 30 пластиковых окон, идет замена окон и в детском саду. Котельная своя – на угле, тепловой режим выдерживается в любую погоду. Двери в зданиях и штакетник вокруг делают сами: столяры работают в помещении, где в советское время детей учили слесарным работам. Есть современное техническое оснащение: компьютер, принтер, ноутбуки, проекторы, экраны, вай-фай в школе. Правда, пока проблемы с интернетом, но «Ростелеком» обещает скоро оптоволоконную линию провести в село.

По программе «Газпром – детям» удалось получить отличный большой стадион с покрытием, баскетбольными щитами. На пришкольной территории – большой огород, где учебно-производственная бригада школьников выращивает овощи для своей столовой и детсадовской. В результате удешевлены горячие завтраки (всего 20 рублей) и обеды (25 рублей). А еще старшеклассники учатся водить трактор и сдают на права. Укомплектована всем необходимым медицинская комната, а работник ФАПа приходит по определенным дням. На базе школы – в лагере дневного пребывания – каждое лето оздоравливаются 60 детей. В деревне Ростовка сохранили здание начальной школы (детей привозят автобусом в Ингалинскую школу), и туда раз в неделю выезжают для работы с ребятишками логопед и педагог-психолог.

– Стараемся сохранить все лучшее, что было в Советском Союзе, и, конечно же, внедрять современные достижения, – поясняет Андрей Викторович. – Выстроили партнерские отношения с местной библиотекой, с руководством Дома культуры – нам предоставляют музыкальную технику для вечеров, помогают подготовить художественные номера, а мы выручаем автобусом, выступлениями ребят на сельских праздниках.

Слушаю директора школы и удивляюсь: сколько нужно всего предусмотреть и продумать! Только настоящий хозяин, душой болеющий за процветание своего дела, не жалеет личного времени на работу. Вот, к примеру, кадровый вопрос, не секрет, что в районах области он стоит довольно остро: жилья учителям не дают, учебных часов гораздо меньше, чем в городе, где по нескольку параллельных классов, а потому молодых педагогов не заманишь в деревню.

– Мы заботимся, чтоб наши выпускники выбирали педагогику и возвращались в село. Все учителя нашей школы – ее выпускники разных лет. Успешно влились в коллектив молодые специалисты: Владимир Васильев, Анжелика Панина, Иван Архипов, Елена Архипова, Александр Трофимов. Думаю, и в дальнейшем не будет с кадрами проблем.

К вопросу о финансах мой собеседник тоже был готов:

– Денег всегда хочется больше. В последнее время стали нам выделять больше из областного бюджета, например, на учебники, ростовую мебель, на ремонт. Участвуем во всероссийских программах, где можно получить гранты, софинансирование. Считаю, если педколлектив активен, то районная администрация вынуждена идти навстречу. Совестно отказывать, когда наши воспитанники по нескольку раз в год стабильно становятся призерами, лауреатами, победителями региональных и федеральных образовательных конкурсов.

Победил не случайно

– Наша практика показывает, что все дети талантливы. Важно увидеть в ребенке его сильную сторону и помочь развитию, – говорит Андрей Викторович. – Одна из форм учебного процесса – научно-исследовательская работа, это как раз тот «витамин» интереса к науке, которого часто не хватает школе. Есть дети, которые проявляют способности в определенных областях знаний, а есть такие, что берутся за многое и все у них получается.

Алексей Бункевич, «Народный герой­2018», из таких ребят. Уже в начальной школе он не только учился на пятерки, но и участвовал во всех творческих делах, в работе волонтерского отряда, который по традиции помогает ветеранам. У него хорошая дружная семья: мама – учитель немецкого языка, отец возглавляет электрослужбу в селе, старшая сестра работает учителем в другом районе. Районные, региональные конкурсы и олимпиады не раз отмечали работы Алексея грамотами и дипломами, а в 2013 году он впервые вышел на новый уровень – принял участие во всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева и фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо». В прошлом году победитель множества конкурсов, командир волонтерского отряда, музыкант Алексей Бункевич стал «Учеником года», а минувшей весной – победителем Всероссийской научной конференции им.
Н.И. Лобачевского.

– Научной работой, поиском Леша увлекся всерьез, выполняя свои первые рефераты и проекты, – рассказывает его мама Ольга Николаевна. – Любит анализировать, доказывать, объяснять. Слушая разговоры в семье о том, какими процветающими были Ингалы, заинтересовался и решил выяснить, а есть ли сегодня у села перспективы развития. Под руководством учителя истории Ирины Юрьевны Никитиной ему удалось сделать экономический портрет села. Встречались с руководителями администрации, узнавали, есть ли рабочие места, что могут предложить молодым специалистам. Именно эту работу сын представил на конференции.

Ее дополняет учитель Ирина Юрьевна:

–  Работая над проектом, Алексей провел опрос старшеклассников. Ребята говорили, какую профессию хотят получить. Грустно, но никто не выразил желания стать фермером, наверное, потому что видят, насколько тяжела эта доля. Выяснилось, что и родители, и дети мало знают о том, какие профессии востребованы сейчас и в перспективе, что можно участвовать в жилищной программе, как использовать материнский капитал, если обзаведешься семьей… То есть налицо нехватка правовых знаний.

Школьник выяснил, что селу требуются агрономы, трактористы, операторы машинного доения, медсестры, врачи. Молодые специалисты, например врачи, могут рассчитывать на подъемные средства. Вместе с ребятами старших классов Алексей Бункевич побывал на местных предприятиях. Власти района обещали, что помогут молодежи с жильем. Исследование Алексея Бункевича с главным вопросом: «Насколько востребована молодежь в селе, почему уезжает?» – заставило задуматься и ребят, и взрослых.

С 1 сентября Алексей – студент инженерно-строительного отделения Казанского федерального университета, получает специальность «техносферная безопасность». Связаться с ним удалось через социальную сеть «ВКонтакте»:

– Не ожидал, что стану победителем в социальной акции «Народный герой­2018», спасибо всем, кто голосовал за меня, наверное, привлек внимание мой проект о будущем села. Моя школа дала более чем достаточно знаний, все учебные дисциплины усваиваются без проблем. Конференции, конкурсы научили легко находить общий язык с людьми как старшего поколения, так и со сверстниками. Класс у нас был хоть небольшой (всего шесть выпускников), но очень хороший, мы все поддерживаем дружеские отношения. Хотелось бы, чтоб село процветало, и мы постараемся всячески этому помочь.

Мечты и планы директора

– Как хозяйственник мечтаю о капитальном ремонте школы и детсада. Как коренной житель – сделать сельский музей, где будут представлены культура и традиции русских, казахских и немецких земляков. Неподалеку от нас находится Национальный природный и археологический парк Батаково, где более 150 объектов всех эпох разных культур – от каменного века до нового времени. Вот и к нам бы туристы заглядывали. Хочу продолжить развитие спорта, у нас уже есть приличные достижения. Как учитель и директор хочу, чтобы дети и педагоги были успешны, мечтаю, чтоб наши выпускники делали верный выбор, чтоб их судьба сложилась хорошо.

От себя добавлю еще одну деталь: по итогам престижного Международного конкурса «Лидеры будущего» в канун 2018 года школа заняла первое место в номинации «Лучшая средняя общеобразовательная школа», а ее директор Андрей Викторович Цвецих объявлен победителем в номинации «Лучший директор­2017».

Татьяна ЖУРАВОК.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех