Определенная часть общественности, плачущей по «святым девяностым», взбудоражена: в Омске будет установлен памятник основателю ВЧК Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому. Казалось бы, большинство россиян (и, естественно, омичей) положительно относятся к советской эпохе. Памятник ставят по инициативе регионального Фонда социальной и правовой поддержки сотрудников и ветеранов органов безопасности «Содействие» (по последним опросам, органам госбезопасности доверяют 63% россиян). Однако, на сайтах появляются заявления либеральной публики в духе поганой перестроечно-ельцинской эпохи о репрессиях и «тоталитаризме».
Мне, в связи с этим, вспоминаются слова доктора исторических наук Ипполитова: «Позволю себе заметить следующее: удивляет и возмущает, когда некоторые публицисты, надо полагать, в угоду политической конъюнктуре, начинают полемизировать на тему: «Чей террор был лучше, красный или белый?». И, как правило, склоняются к мысли, что белый был «гуманнее»! Прямо цинизм какой-то с элементами некрофилии».
Особо одаренные пишут, что нельзя устанавливать памятник Дзержинскому, потому что он был ….. поляком. Но то, что сейчас правительство Польши в угоду США и ЕС занимает антироссийскую позицию, не дает права разжигать ненависть по национальному признаку. Да и напомню, что маршал Константин Константинович Рокоссовский был поляком. И великий композитор Фридерик Шопен был поляком. А замечательный фильм «Четыре танкиста и собака» был снят в Польской Народной Республике. И что теперь? По мнению псевдопатриотов, это все запретить надо?
Вообще, в оценках прошедшего и анализе настоящего я исхожу из следующих постулатов:
1) кроме красного террора в годы Гражданской войны, навязанного убийствами и покушениями на лидеров революции (в том числе Ленина), проводились также белый, розовый (комучевский), желтый (петлюровский), зеленый (григорьевский) и черный (махновский) терроры. Вдобавок колоссальный ущерб с многотысячными жертвами нанесла иностранная интервенция. Кроме того, независимо от наличествующей власти в дневное время суток, ночью фактический контроль был у бандитов. Но для морального обоснования приватизации (исторические аналогии: это как у индейцев Манхэттен за 5 баксов купили), а также для объяснения, почему мы резко должны начать дружить с теми, кто хотел нашу страну забросать атомными бомбами, – вот для этого акцент стал делаться исключительно на одном красном терроре;
2) учитывая опыт гражданской войны в Финляндии, заявления лидеров Белого движения и того факта, что белые армии, не сумевшие занять центральные губернии России, смогли тем не менее убить около полумиллиона человек, можно однозначно сделать вывод: в случае победы белых жертв было бы несоизмеримо больше;
3) ну и, конечно же, «святые девяностые» показали свою людоедскую сущность. Причем в это время была самая оголтелая и самая истеричная антисоветская и антикоммунистическая пропаганда. Понятно, для чего это делает часть либеральных сил, до сих пор находящаяся во власти. Но почему некоторые граждане не могут сложить два и два, тут диву даешься.
В любом случае, мы с холодной головой и горячим сердцем ждем сентября текущего года, когда в Омске планируется установка памятника великому человеку.
Андрей ХАРЧУК,
заведующий отделом
агитации и пропаганды
Омского обкома КПРФ, историк.