Образцовый ансамбль эстрадного танца «Легкое дыхание» с успехом выступил на
VII Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Белорусские узоры». О поездке, секретах творчества рассказали художественный руководитель Т.М. Сетова, педагоги, дети и их родители.
Заслуженные награды
Биография «Легкого дыхания» начиналась в 1999 году. В переломное время девяностых годов, когда каждый день взлетали цены на продукты и семьи боролись за выживание, Татьяна Михайловна Сетова пришла на работу в Дом творчества Октябрьского района и набрала девчонок в танцевальный коллектив.
– Времена всегда трудные, а у детей – детство, – считает Татьяна Михайловна, – они не должны провести его в подворотне. Хотела научить детей понимать и создавать прекрасное. Сама я сделала выбор еще в пятом классе, когда пришла заниматься хореографией в Дом пионеров, что был напротив кинотеатра им. Маяковского. Училась у Валентины Васильевны Зинцовой, человека-самородка, увлеченного работой с детьми. В юности танцевала в ансамбле «Метелица» Омского управления профтехобразования. Так и определилась моя судьба.
В апреле 2019 года ансамбль «Легкое дыхание» отметит 20летие. За это время коллектив вырос профессионально и получил звание «Образцовый». Участники коллектива успешно выступают на международных, Всероссийских, региональных фестивалях и конкурсах. Всех наград не перечесть, назовем лишь некоторые: лауреаты I и II степени всероссийского конкурса-фестиваля «Время зажигать звезды» в 2014 году; дипломанты II и III степени Международного конкурса-фестиваля «Открытые страницы» в 2015 году; дипломанты III степени Международного конкурса-фестиваля «Богатство России» в 2015 году. И вот новые награды.
В Минске свои незаурядные таланты в вокальном, хореографическом, инструментальном мастерстве показывали детские коллективы не только из России, но и Белоруссии и Узбекистана. Омички получили четыре диплома за вторые места в различных номинациях. В конкурсе участвовали младшая, средняя и старшая группы ансамбля.
– Люблю вторые места за то, что они как бы подсказывают: есть, над чем поработать. Считаю, что больше, чем танцоры, никто не пашет, только так можно добиться успеха. Примерно 18 наших выпускниц выбрали профессию педагога-хореографа, одна из них, к примеру, работает в Москве, а другая в Германии. Молодые, амбициозные, фонтанирующие свежими идеями, они открывают свои школы и прямо-таки наступают нам на пятки. И это здорово, ты понимаешь, что твой труд не уходит в песок, – размышляет моя собеседница.
Дорога к счастью
Пестует и шлифует мастерство девочек под руководством Татьяны Михайловны маленькая, но сплоченная команда: педагоги Ольга Евгеньевна Муравицкая и Ольга Христьяновна Михель, а также концертмейстер Лейла Заквановна Валиулина. Они дружно заявляют, что опираются на два главных принципа: развивай творческие способности и при этом – не навреди ребенку.
– Мы берем всех, не зависимо от данных. Если у ребенка есть желание танцевать, то обязательно получится. Благодаря своему огромному желанию, трудолюбию и упорству многие девочки уверенно чувствуют себя на сцене и получают от танца радость. Не зря ктото из знаменитостей сказал: «Есть короткие дороги к счастью, и танец одна из них».
– Выступать надо так, чтоб не подвести коллектив, – говорит пятиклассница Лиза Швецова. – Нравятся ощущения, когда выходишь на сцену и танцуешь, будто летишь. Горжусь, что занимаюсь в ансамбле «Легкое дыхание».
– Наши педагоги хотят, чтоб у нас с каждым разом получалось все лучше, – дополняет подругу Аня Пономаренко. – Они на занятиях очень строго требуют, но тогда и получается, когда преодолеваешь себя, и понимаешь: «Я могу!».
– Почему я пять лет назад привела дочь в этот ансамбль?– делится мама Наталья Николаевна Пономаренко. – О нем всегда хорошие отзывы. Преподаватели компетентные, не только учат хореографии, занимаются гимнастикой и актерским мастерством, но и уделяют много внимания воспитанию. Ездила с ними на конкурс в Минск, убедилась воочию, какие девочки сплоченные, несмотря на разницу в возрасте. Старшие опекают младших, атмосфера доброжелательная, творческая. Рада за дочь.
Елена Викторовна Говорова:
– В ансамбле – обе мои дочки, старшей 16 лет, младшей 8. Татьяна Михайловна находит подход к каждому ребенку, и мы, родители, доверяем ей наших детей. Ольге Евгеньевне удалось добиться, чтоб девочки полюбили гимнастику с ее сложными упражнениями. Ольга Христьяновна помогает им раскрыться и уверенно держаться на сцене. Обучение танцам дает нужную для растущего организма физическую нагрузку, формирует красивую походку, развивает чувство ритма, музыкальность, пластику. А как родители дружат, совместно готовят праздники, отчетные концерты! Никому скучать не приходится.
Услышишь мелодию и рисуешь образ
У «Легкого дыхания» разнообразный репертуар, более 30 танцевальных номеров. Это стилизованные народные танцы, танцы в стиле «джаз» и «модерн», спортивные, эстрадные. Названия у них звонкие, например: «Фламинго», «Свирель да рожок», «Лёли-лёли», «Париж», «Колечко», «Индейцы», «Свистопляска».
– Как рождается танец? – спрашиваю у Татьяны Михайловны.
– Процесс очень спонтанный и невероятно захватывающий. Вот говорят, «поэта Муза посетила», так и тут. Где-то подспудно зреет идея, потом вдруг услышишь мелодию и рисуешь мысленно образ, например, так родился «Фламинго». Затем придумываешь рисунок танца, композицию, разводку, связки движений, как голову повернут, локоточек согнут... На репетициях основная идея дорабатывается, постановка отшлифовывается до совершенства. Кропотливый труд, когда каждое движение, каждый маленький шаг подбирается долгое время. Танец подвергается критике, частым изменениям и только после этого выходит в свет.
Сейчас очень сложно по-настоящему затронуть зрителя, приходится достигать все новых и новых вершин, оттачивая мастерство, совершенствуя пластичность и технику. Но чтобы номер смотрелся целостно, законченно и ярко, нужны еще и такие помощники, как свет, оформление сцены, костюмы.
Пусть сбываются мечты
Детские дома творчества – государственные учреждения дополнительного образования. К сожалению, у них не хватает средств для финансирования поездок на конкурсы. А такие конкурсы нужны для творческого роста, для формирования полновесного портфолио каждой участницы. Все держится на энтузиазме родителей.
Татьяна Михайловна выбирает такие города, где дети не только в конкурсе поучаствуют, но и много нового узнают. А если реализуется возможность патриотического воспитания, вообще – здорово! В Белоруссии, например, 30 участниц ансамбля были пять дней. Побывали не только на познавательной экскурсии по Минску, но и в музее «Брестская крепость-герой».
– Представляете, там Великая Отечественная война начиналась, – делились со мной девочки. – Нам показали руины старой крепости, места боев, скульптурную композицию «Жажда». От фашистских пуль много русских солдат погибло, пытаясь добыть хоть сколько-нибудь воды из реки. А сегодня в протянутой к реке каске бойца – живые цветы. Незабываемым стало посещение Беловежской пущи, где впечатлили гигантызубры и другие дикие животные, представленные в музее природы и в вольерах.
Художественный руководитель Т.М. Сетова никогда не останавливается на достигнутом и умеет мечтать:
– У нас много задумок, хочется свозить детей в Грузию, Армению, Калининград и даже в Зальцбург (Австрия) – родину Моцарта, где мне в юности посчастливилось побывать с ансамблем «Метелица». Нужно, чтоб и конкурс был интересный, и школьницы узнали побольше нового, испытали такие эмоции, что останутся с ними на всю жизнь.
Татьяна ЖУРАВОК.
Фото из архива ансамбля.