Омскому областному научному обществу учащихся «Поиск» исполнилось полвека. В России больше нет примеров столь долгого существования общественной организации, не имеющей постоянных финансовых вливаний и жесткой административной структуры. Вряд ли «детская наука» смогла бы прожить так долго, постоянно развиваясь, без взрослой.
– В России есть несколько похожих обществ с непрерывным стажем, но у них другие принципы работы. Например, в Челябинске НОУ немногим младше нашего, но вся работа сосредоточена вокруг Дворца детского творчества. Ученые – почетные, но гости. У нас немного иная система ценностей – мне кажется, что заправилами в таком деле должны быть именно люди науки, – делится секретами долголетия Руслан Симанчев, председатель cовета кураторов Омского областного научного общества учащихся «Поиск» (на снимке).
Изначально было просто несколько кружков технического творчества на базе Омского государственного политехнического института, участники которого в 1968 году решили собраться вместе и рассказать, чем занимаются. И хотя в первой конференции участвовало всего человек 50–60, принципы НОУ были заложены именно ею.
– В идеале так и должна строиться работа – ребята вместе с педагогами делают свое дело потому, что оно им интересно, а не ради выступления на конференции, – объясняет Симанчев. – Конференция лишь вершина айсберга, где ты можешь рассказать о том интересном, что тебя занимает, над чем работал. Причем так, что тебя услышат люди науки. И ты услышишь их. Дети и ученые взаимно «переливаются», как сообщающиеся сосуды.
Конференция стала системообразующим проектом НОУ «Поиск», с которой и началась практическая работа с реальными детьми. Идея была подхвачена горкомом партии, давшим задание домам пионеров. «Заправилами» стали именно ученые. Точнее, молодые преподаватели, приехавшие в Омский государственный университет, созданный в 1974 году. Благодаря им появилась летняя школа – второй основополагающий проект НОУ, объединяющий не только детей, но и ученых: классического и педагогического университетов, политехнического и медицинского институтов, других вузов.
– В НОУ «Поиск» я оказался в 1990 году после 10го класса, когда занял первое место на олимпиаде по физике, – рассказывает профессор Сергей Белим, проректор Омского государственного университета по научной работе. – После второго курса университета был уже вожатым в летней школе, теперь езжу преподавателем. Оглядываясь назад, могу сказать, что погружение в научно-творческую среду «Поиска» если не подвигло меня к профессии, то укрепило в желании идти дальше по этому пути. На мой взгляд, НОУ «Поиск», как и школа, выполняет функцию моделирования будущей работы. Больше того – моделирует взрослую ситуацию, в которую попасть и взрослому трудно. Летняя школа по сути имитирует наукограды – академгородки, Сколково, где люди собираются вместе, чтобы делать науку, создавая сообщество со своей атмосферой. Ребенок попадает в такую реальность и понимает, насколько подобный образ жизни ему интересен.
Симанчев в 1996 году, когда все рушилось, вместе с другими молодыми преподавателями организовал «свою» летнюю школу. Казалось бы, люди думали тогда лишь о том, как выжить, но именно эта летняя школа стала самой массовой со времени своего существования. Конечно, он многому научился у Василия Морозова, Георгия Кукина, Вадима Сергеева, Валерия Некипелова, ученых из омских вузов, возглавлявших НОУ в разные годы. Но работу своей команды построил по-своему. Государственное финансирование закончилось, и Симанчев зарегистрировал НОУ «Поиск» как детскую областную общественную организацию, начав собирать в нее научную общественность. Сегодня в совете кураторов 18 человек. Костяк образовался из ученых вузов.
Рядом с каждым из профессоров и доцентов, сотрудничающих с «Поиском», всегда много студентов – они действительно «властители дум». Так что нет проблем ни с набором вожатых, ни с помощниками в проектах, ни с руководителями докладов школьников.
– В летней школе формат обучения близок к университетскому. Лекции, лабораторные, курсовые, проекты… То же моделирование университетской жизни, – считает профессор Белим. – Ребята приходят в университет, находятся в его стенах, общаются с научным руководителем или консультантом, слушают его рекомендации. Вузу нужно, чтобы сокращалась дистанция от школы до него. Дети слабо себе представляют, что такое вуз. Все больше по сериалам «Универ» и «Общага». А тут реальная возможность пообщаться со студентами, доцентами и кандидатами, причем на их же языке. Переход из школы в университет становится не таким болезненным, потому что тут, оказывается, люди близки по духу.
– Омск – удивительный город: миллионник, в котором нет серьезного представительства Российской академии наук. Может быть, именно поэтому в Омске высоко котируется научная среда – и дети, и их родители хотят попасть туда, – говорит Белим.
Собственно, именно этим и занимается НОУ «Поиск» – создает новую среду старого города. При
том что работа в НОУ не дает детям никаких льгот для поступления в вузы, количество желающих участвовать в нем постоянно растет. Членами НОУ «Поиск» сейчас являются более 10 тысяч школьников Омска и области, а также студенты, аспиранты, преподаватели вузов и школьные учителя.
– Мы не работаем только с одаренными. НОУ, скорее, «резервация» для нормальных детей. А делать ставку на одаренность отдельно взятого человека опасно – все может измениться завтра. Мы просто создаем в регионе здоровую интеллектуальную молодежную и подростковую среду. Охватываем как можно больше людей, и количество переходит в качество. Для того чтобы из школы вырос перспективный студент, надо, чтобы движение имело массовый характер.
Долгое время – почти 10 лет – НОУ находилось на территории Омской экономической лаборатории, которой руководил Валерий Карпов, ныне председатель Омского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. Сейчас, по мнению Карпова, «Поиск» важен как никогда – в стране кадровый голод. По словам Валерия Васильевича, ребята уже делают большое дело – расширяют общение научного центра с вузами, в которые идут учиться. Теперь НОУ «Поиск» вошло отдельной строкой в программу развития Омского научного центра. «Резервация для нормальных детей» расширяется.
Наталья ЯКОВЛЕВА.