Чего сегодня только нет на полках магазинов. Продуктового изобилия, всякой всячины полно. На интернет-площадках то же самое: большое поле для любой предпринимательской деятельности, торговли. И резвые люди успешно эти площадки используют: то тут, то там мозолят глаза разного рода услуги, реклама товаров и продуктов. На любой вкус и карман.
По щелчку пальцев исполнители доставят выбранный товар. Проблем с этим нет. Заказывай хоть заморские деликатесы! Все будет. Только за сервис успевай платить. Как говорится, любой каприз за ваши денежки. Правда, не всем обывателям такой шик, продуктово-райский пир по доходам.
Неплохо, когда у продавцов есть разрешение на торговлю и их продукты соответствуют ГОСТам. Многие предприимчивые граждане с целью подзаработать порой игнорируют эти правила, возможно, так избегая налогов. Они размещают свои объявления на различных сайтах, сбагривая продукты питания (обычно домашние заготовки, соленья, варенье и т.д.) собственного производства. Не всегда качественные.
Известно, что продуктовые магазины на реализацию своего товара получают у государства разрешение. Еда проходит сертификацию и многоуровневые требования на соответствие перед тем, как оказывается на потребительских полках (обычно еще при производстве все стандарты соблюдаются). А здесь, покупая с сайтов вслепую, не знаешь, на что налетишь, нанеся серьезный вред здоровью. И где искать виноватых?
Часто натыкаюсь на интернет-ресурсах на объявления продавцов мела и глины. Знаю, что их сбыт осуществляется далеко не в косметических, в канцелярских целях. Торговля в сети несъедобными «продуктами» в пищу стала бумом, золотой жилой. Каким бы странным сей факт не казался. Продавцы такого специфического товара называют его десертом. Делают деньги буквально из воздуха. И утверждают, что их «продукт» съедобен, безопасен и даже полезен, поскольку является естественной, натуральной горной породой. Якобы это обычная биодобавка к еде.
Продавцы снимают видео с собственной трапезой, где рьяно грызут мел, глину и уголь на камеру. В сети есть целые сообщества, посвященные мело- и глиноежкам.
Главными покупателями этих «продуктов» чаще всего становятся беременные женщины или те, кому не хватает кальция в организме и у кого понижен гемоглобин. Да еще и горстка тех, кто забавы ради любит что-то несъедобное, как в детстве, погрысть, похрустеть. Думают, что тяга к несъедобному – нормально.
Основными добытчиками «пищевого» мела и глины с карьеров являются сами продавцы (крупные меловые карьеры находятся в Белгородской, Курской, Оренбургской областях и т.д.). Они добывают их практически кустарным способом, где царят антисанитария, грязь.
Барыги сотрудничают друг с другом. Они выстроили целую сеть, логистические цепочки. Например, перекупщики берут мел у «своих» поставщиков с карьера по 20–25 рублей/кг (без учета логистики), а продают по 140–200 рублей/кг. То же самое и с глиной: 50–55 рублей/кг, а продают по 300–350 рублей/кг. Неплохой бизнес, тем более на меловых и глиняных карьерах особо нет государственного контроля по его добыче. Там, в горах, все, кому не лень. «Меловые магнаты» не упускают такую возможность, потихоньку мешками вывозят природный «товар» в своих корыстных целях.
Анастасия ОРЛОВА,
омичка.