Экспертные оценки показывают, что под иностранной юрисдикцией находится около 95% крупной российской собственности. Россия – единственная страна мира, у которой почти весь крупный бизнес и флот вместе с судовладельцами зарегистрированы в офшорах.
ВЛАДЕЛЬЦЕМ трех предприятий черной металлургии – «Западно-Сибирский металлургический комбинат», «Нижнетагильский металлургический комбинат», «Новокузнецкий металлургический комбинат») – является кипрская фирма «Вастеркрофт», которой принадлежит 70,8% акций.
«Металлоинвест», «Северсталь», «Норильский никель» зарегистрированы в кипрских офшорах. Кипрскому офшору на 99,8% принадлежит крупнейшая угольная компания СУЭК Рашевского. И этот список можно продолжить.
Таким образом, наиболее прибыльные российские предприятия промышленности принадлежат офшорам, в основном кипрским.
КПРФ неоднократно обращала внимание правительства на то, что в стране нет проводника отечественных товаров – отечественной торговли. В капитале сектора торговли доля организаций с участием иностранного капитала составляет 81,4% всего уставного капитала.
В 2016 г. иностранные компании в России совокупно заработали 5,5 трлн руб.
Первую строчку рейтинга заняла французская торговая фирма «Ашан», выручка которой в 2016 г. составила 404 млрд руб. На втором месте с показателем 310 млрд руб. немецкая сеть гипермаркетов «Mетро». На третьем – японский автопроизводитель «Tойота», заработавший на российском рынке 278 млрд руб.
Больше других в России по-прежнему зарабатывает бизнес из Германии – совокупная выручка
11 немецких компаний по итогам 2016 г. составила 1,2 трлн руб. У французских производителей – 936 млрд руб. Третья позиция у корпораций из США – 884 млрд руб.
Эти деньги они зарабатывают на продаже своих (импортных) товаров. Российские товары по-прежнему не принимаются зарубежными ретейлерами.
В начале февраля 2015 г. Минэкономразвития опубликовало список системообразующих предприятий, которым в трудной ситуации предусматривается государственная поддержка. Среди таких компаний 20 фирм принадлежат иностранным юрисдикциям, в частности, ЭФКО (94% Кипр), «Черкизово» (77% Бермуды), «Мираторг» (100% Кипр), «Русагро» (100% Кипр), «Содружество-Соя» (100% Люксембург), «Разгуляй» (52% Кипр, США, Великобритания), «Нижегородский масложировой комбинат» (100% Кипр).
ВОТ УЖЕ четыре года как российские власти ведут активные разговоры о необходимости вытеснить с отечественного рынка зарубежную продукцию. При правительстве даже была создана целая комиссия по импортозамещению. Все зря: несмотря на отдельные успехи, политика развития собственного производства в РФ терпит провал.
Хуже всего обстоят дела с оборудованием. Если в 2015 г. 30% предприятий выражали готовность сократить или полностью свернуть закупки за рубежом машин, станков и технологических решений, то к 2017 г. таких осталось лишь 7%.
По сырью ситуация немногим лучше: три года назад о попытке перейти на отечественные аналоги говорили 22% опрошенных руководителей, а в прошлом году их доля сократилась до 8%.
Зависимость промышленности от импорта выросла до 92–93%. Основным препятствием для отказа от зарубежных закупок было и до сих пор остается отсутствие российских аналогов любого качества.
Официальная статистика тому подтверждение – импорт машин и оборудования за полугодие 2018 г. – 63,5 млрд дол., что больше на 10,2% от аналогичного периода прошлого года, ввоз механического оборудования – на 24,9 млрд дол., что на 3,7% больше в стоимости от аналогичного периода прошлого года. Вывезли же на
13,9 млрд дол. Все меньше компаний демонстрирует готовность отказаться от внешних поставок.
Зарубежные производители возможность упускать не собираются и стараются как можно сильнее привязать к себе российского покупателя. Получается, что на долларовые доходы мы финансируем чужую экономику, а своя в полной стагнации.
Здесь же мы видим крайне жесткую налогово-бюджетную политику. Минфин и Центробанк пользуются финансовым пылесосом – изымают деньги за счет повышения налогов.
Но к российским товарам возникают претензии. В октябре
2017 г. в Москве открылся новый центр управления полетами стоимостью 3,6 млрд руб. с установленным там российским комплексом средств автоматизации управления воздушным движением «СинтезАР4» (выпущен заводом «Алмаз-Антей»). До тех пор московский авиаузел работал на шведской системе «Теркас». В результате новая система начала работать со сбоями, а представители авиакомпаний обрушились на нее с критикой.
ДЛЯ ТОГО чтобы добиться успеха в импортозамещении, надо иметь развитой рынок. Но его нет из-за денежной политики Центрального банка и Министерства финансов. И главный враг здесь – налоги. В цене продукции они вместе с социальными отчислениями занимают 64%.
Таким образом, отчетливо выявляются следующие проблемы замены импорта собственным производством:
– денежно-кредитная политика, направленная на изъятие денег из экономики;
– недоступность банковских кредитов;
– экспансия иностранных (офшорных) производителей и торговых сетей;
– низкий конечный потребительский спрос.
Решение этих задач входит в компетенцию российского правительства, но беда в том, что там нет компетентных людей, которые способны бы были решить задачи, которые по силам даже студентам 3го курса!
Н.В. АРЕФЬЕВ,
первый зампредседателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству,
секретарь ЦК КПРФ.