Красный путь
Красный путь

Продали, как рабов

– Задержанных рейсов могло быть намного больше, – сказал «Красному Пути» председатель областного НПП Александр Остроушко – но тогда мы бы нарушили трудовое законодательство, а мы провели эту акцию в строгом соответствии с ним: если б встали все автобусы, власти имели бы основания привлечь к ответственности ее участников по ТК – поэтому 30 процентов вышли в рейс вовремя, как мы и договаривались.

Требование бастующих – отменить постановление мэра Томска (№567 от 22 июня с.г.), согласно которому ликвидируются уже сейчас 5 маршрутов автобусов, а остальные выставляются на аукцион, победители которого выйдут на маршруты с 1 января 2017 года. По его условиям выигрывают те, кто предложит в местный бюджет больше денег: профессионализм перевозчиков (многие из них работают на этом рынке 15-20 лет), качество обслуживания пассажиров, цена поездки (сейчас она в Томске – одна из самых низких в стране), безопасность движения и т.д. при определении победителя значения не имеют. Это, говорит Остроушко, состязание дурных денег, каких у томских перевозчиков нет: все маршруты отдаются на откуп «денежным мешкам» – перекупщикам, притом не местным: по его сведениям, эти аукционы устраиваются в интересах ряда крупных «полукриминальных» структур, за которыми могут стоять известные всей стране олигархи.

– Называть фамилии не могу, потому что прямых доказательств у меня нет – это только предположения. Но известно, что в переделе городской маршрутной сети примут участие компании из Москвы, контролирующие автобусные заводы – у них из-за кризиса появились серьезные проблемы со сбытом, и они будут сбагривать нам свой неликвид.

На пассажирских линиях в Томске нет ни «газелей», ни крупногабаритных автобусов – уже много лет перевозят местное население ПАЗы: «Для пассажиров, как и для перевозчиков, – оптимальный вариант, – полагает председатель профсоюза предпринимателей. – Недорого и удобно, интервалы движения между автобусами на маршруте – не больше 8 минут. Заплатив один раз 17 рублей, можно без пересадок добраться до любой точки города. Для пенсионеров билет стоит 14, для ветеранов войны, блокадников и некоторых других категорий – проезд бесплатный» (для сравнения: в Омске цена поездки на маршрутке – 25 руб., в муниципальном автобусе – 22, и садоводам, к примеру, приходится пересаживаться иногда в одну сторону по два раза).

В Томске муниципалитет автобусами не ведает: большинство маршрутов в 90-е годы были отданы частным перевозчикам, а с начала нулевых лет эта сеть стала самоуправляемой полностью: никаких дотаций владельцы авто из муниципального бюджета не получают. Томичей за редким исключением (некоторые в соцсетях жалуются на «самоуправство водил», покидающих маршрут до указанного в расписании часа и т.п.) сложившаяся система устраивает, но власть, говорит Остроушко, решила ее сломать – разумеется, не ради блага обычных граждан, а с единственной целью, по его данным, – отдать всю автобусную сеть иногородним феодалам. Те же данные у многих здешних предпринимателей.

Характерные лозунги состоявшегося митинга – «Нас продали, как рабов», «Нам терять нечего – мы безработные», «Наши маршруты отдают перекупщикам», «Самое главное для нас – люди. В.В. Путин».

Водитель Дмитрий Тягунов (маршрут №29): «Те, кто работал на маршрутах долгие годы, оказались не у дел. Мы участвовали в аукционе, сегодня он отторговался. Мы победили, но за неприлично большую сумму: почти 38 миллионов рублей. Естественно, она для нас неподъемная. Мы предложили ее из принципа: мы накатывали этот маршрут 18 лет, почему кто-то должен его забирать? Это такая наша акция протеста. Власть загнала нас: мы, считай, безработные».

Елена Пономарева (в маршрутном бизнесе 20 лет): «У нас на 53 маршруте торги еще идут, на сегодня наш маршрут стоит 2 млн 575 тыс. рублей, но даже эту сумму потянуть мы не сможем. У меня лично автобус новый 2013 года, он куплен в кредит под 31 процент годовых. На сегодня получается, так что мои дети остаются без хлеба. У меня долговые обязательства перед банком, нам еще полтора года выплачивать кредит».

Алексей Никитин, предприниматель: «Почему я должен свое рабочее место выкупать? Я его накатывал с основания, я за все время два раза в отпуске был по неделе. Мы просто решили, что за свое будем биться до конца. Придется нам, наверное, вставать на забастовку. Сейчас у нас 40 автобусов, а мэрия предлагает на нашем маршруте сократить их количество до 20. И то, от чего мы постепенно ушли, опять вернется: люди будут мерзнуть на остановках, будет толчея в автобусах, и опять мы будем виноваты, окажемся крайними». Митинг принял резолюцию, обращенную к мэру, губернатору, президенту РФ. Среди ее требований – не только отмена постановления городского главы, но и «приостановление действия Федерального закона (№220), который «допускает возможность злоупотребления властью, дестабилизирует общество» и более того, по мнению протестующих, «готовит почву для государственного переворота».

– Что в итоге получится? – поясняет Остроушко. – Денег на выкуп своих маршрутов томские перевозчики, естественно, не найдут. Да и другие условия аукциона – абсурдно драконовские: к примеру, при опоздании автобуса на 6 минут он исключается из маршрутной сети. Это идиотизм: мало ли что может случиться. Всей томской сетью завладеют 7–8 человек, ради которых все это и делается. Естественно, они будут отбивать вложенные деньги: по нашим прогнозам, стоимость проезда повысится минимум до 30 рублей, пусть и не сразу, но постепенно. Лишится работы минимум половина водителей, а те, кто останутся, будут вкалывать за гроши. Владельцы маршрутов обложат перевозчиков данью, как делается в других городах: с дневной выручки – в среднем 6 тыс. рублей – половину надо будет отдавать им: зарплата понизится вдвое, как минимум. Это постановление, в сущности, узаконенный рэкет: даже в 90-е годы в Томске такого не было – маршрутчики в то время объединились и сумели за себя постоять – рэкетиры обходили их стороной.

Георгий БОРОДЯНСКИЙ.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех