Красный путь
Красный путь

Постой, паровоз!

Радуясь весне и теплу, мы забыли истинное значение праздника – День солидарности трудящихся. Именно 1 мая 1886 года в Чикаго власти отдали приказ стрелять по демонстрации рабочих, организованной заводским профсоюзом. Благодаря борьбе профсоюзов во всем мире у миллионов людей стали лучше условия труда, больше заработок, а работа начала  вызывать уважение, а не горечь. Увы, многие профсоюзы превратились в карманные, прислуживающие хозяевам. И все­таки независимые есть! И они – сила!

Российские железные дороги проиграли в суде помощнику машиниста из Омска. Помог независимый профсоюз.

На днях судебная коллегия по гражданским делам оставила без удовлетворения кассационную жалобу ОАО «Российские железные дороги». Железнодорожные юристы пытались оспорить решение о выплате средств помощнику машиниста Роману Голованову.

В прошлом году Голованов подал в суд на РЖД, требуя выплатить ему задолженность по заработной плате за год и компенсацию морального вреда. Помощнику машиниста электровоза не раз приходилось работать по ночам, в выходные и праздничные дни. Работодатель оплачивал его труд, но не всегда так, как полагается Трудовым кодексом РФ. Просил Роман Голованов в общем-то немного – по его подсчетам, ОАО «Российские железные дороги» задолжало ему 9 241 рубль 71 копейку. В сентябре 2022 года Ленинский районный суд Омска частично удовлетворил его требования, обязав предприятие возместить своему сотруднику 6715 недоплаченных и 10 000 рублей морального ущерба.

Тем не менее представителям железной дороги это показалось много: они подали сначала на апелляцию, потом на кассацию. По их мнению, предприятие сделало все, что могло, согласно своим локальным актам. Голованов получил оклад, ставку сверх оклада за работу в выходные и праздники, доплату за ночные часы, да еще и стимулирующие выплаты. Звучит красиво, но система оплаты на железной дороге сложная: не каждый разберется без экономического образования. Судебной коллегии это удалось. Она согласилась и с арифметическими расчетами, и с выводами суда первой инстанции: «условия оплаты труда, определяемые нормативными актами предприятия, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ».

Казалось бы, недоплачены не такие уж большие деньги. Но для работодателя это та самая копейка, которая рубль бережет: экономия выходит существенная. Впрочем, собственную методику расчета применяют многие коммерсанты – в надежде, что работники не поймут, когда их обманывают. По данным портала «Зарплата.ру», лишь 11 процентов омичей довольны своим начальством. Большинство из опрошенных (800 человек) сообщили, что сталкивались с нечестными работодателями. 26 процентов безуспешно пытались отстоять свои права, но 10 подали в суд и выиграли дело. А то, что в списке недобросовестных работодателей Омской области, который составляет Государственная инспекция труда, каждый месяц появляются лишь 7–10 предприятий, не отражает реального положения дел: это всего лишь показывает ее работу. Кстати, как значится в протоколе, в судебное заседание по тяжбе Голованова инспекция своих представителей не направила, несмотря на то что ее задача – надзор за исполнением трудового законодательства. Помощнику машиниста Роману Голованову помогала организация «Альянс Западно-Сибирской железной дороги», входящая в межрегиональный независимый профсоюз «Новопроф».

Свою профсоюзную ячейку – «Альянс Западно-Сибирской железной дороги» – создали сотрудники РЖД три года назад, не надеясь на помощь официального «Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей», который поддерживает администрация РЖД. «Мы устали от того беспредела и нарушения наших прав со стороны руководителей, которые пытаются превратить нас в рабов. Мы не хотим этого. Поэтому мы создали профсоюз, чтобы бороться и отстаивать свои права», – сказал тогда помощник машиниста с 16-летним стажем Антон Макаренко, избранный председателем первичной профсоюзной организации. Независимый профсоюз активно поддерживал Романа Голованова, поскольку суд – не столько за деньги, сколько за честность работодателя по отношению к своим сотрудникам. Паровоз коммерческого надувательства по-другому не остановить. И борьба не была напрасной: по словам председателя «Альянса Западно-Сибирской железной дороги», решение кассационного суда позволит другим помощникам и машинистам Омского депо рассчитывать на возмещение недоплаченных денег за работу в выходные и праздники. Макаренко рассказал, что еще 15 человек обратились в транспортную прокуратуру с аналогичными жалобами, пока шел суд. Причем прокуратура нарушения выявила, обязав компанию компенсировать недоплаты работникам, но она оспорила это решение в суде.

Теперь члены профсоюза рассчитывают, что на основании определения кассационного суда прокуратура возобновит дело и обяжет ОАО «РЖД» сделать перерасчет.

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Фото автора.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех