Этот вопрос (не из повестки дня) депутаты задали Александру Матненко на заседании Комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологии. Вопрос вызван появлением в прессе эпатажных сообщений о возможном сносе Ленинградского моста, где не замерзает река.
Матненко, первый замминистра, сообщил, что нечто подобное наблюдается у мостов в Татарке (Черлакский район), Тобольске и Новосибирске. Да и вопрос этот возникает периодически. Однако определенного объяснения нет.
Рассматриваются, сказал он, три версии. Первая – сброс стоков завода «Техуглерод» и других, это выше по течению, но очень уж большое расстояние до моста, что-то около 1 км 300 метров. Вторая – ливневые стоки (у магазина «Океан»), где попутно обнаружено четырехкратное превышение предельно допустимой концентрации аммония. Кстати, температура воды в реке точно такая же, что и в полынье. Третья версия – наличие неких нелегальных «врезок», или даже неучтенных стародавних водопропусков, или термальных вод. Дно исследовали водолазы. На проверки отведен месяц. Теперь министр полностью исключает техногенный фактор.
Срочный вызов
На прошлой неделе состоялось внеочередное заседание Законодательного собрания. Повод значительный – необходимость внести (в сторону увеличения) изменения в бюджет области на текущий и два последующие года.
Срочность же вызвана возможностью (и стремлением) включиться в федеральные программы софинансирования. То есть привлечь на территорию области деньги федерального центра.
Наша депутатская фракция, фракция КПРФ, голосовала в декабре против принятия бюджета, но теперь мы проголосовали «за» – появилась возможность подпитать ряд отраслей и социальной сферы. Во-первых, увеличивается объем безвозмездных поступлений в нашу область. Во-вторых, запланировано увеличение за счет акцизов на крепкий алкоголь, на прибыль организаций, на нефтепродукты и рост налогооблагаемой базы по транспортному налогу.
Общий объем доходов в итоге возрастает почти до 84 миллиардов рублей (ранее планировалось 78). Расходы возрастают с 73 миллиардов до 85 (без малого).
Дополнительное финансирование получат сельское хозяйство, строительство и ремонт дорог, другие отрасли, учреждения культуры и спорта, социальная сфера. Изменения в бюджете поспособствуют завершению или ускорению возведения ряда важных для области объектов – таких как школы в пос. Амурский-2 и Исилькуле, детской клинической больницы №3 в Омске и Азовской, театра «Галерка».
Но мы не можем не видеть, что радикального прорыва не будет, к примеру, в здравоохранении, особенно на селе, транспортном обслуживании населения. Водопровод, газификация остаются кричащими проблемами, бюджет не решит их ощутимо. Жилье для детей-сирот, льготы для детей войны, ветеранов Омской области – эти вопросы мы будем, как и прежде, выносить на трибуну Законодательного собрания, и, кстати, уже на этом заседании заявили об этом.
А впрочем, насколько осуществятся планы этого года? Тут много «если»… Если Москва откликнется на заявки области. Если средства – на те же дороги – придут своевременно, а не в августе. Если, наконец, прибавку не «съест» инфляция. Вот сейчас, к президентским выборам, идет некоторое повышение социальных выплат – ясно, что средства подкапливались специально, что само по себе безобразие, но выдаваемые разом, одномоментно, без оживления производственной сферы, они вполне могут пришпорить рост цен и тарифов.
Иными словами, приветствуя планируемые изменения в бюджете, будем это «держать на затылке».
За каждый литр – плюс 2,6 рубля
Из вопросов повестки заседания Аграрного комитета отмечу вопрос о предоставлении субсидий владельцам личных подсобных хозяйств (ЛПХ).
Закуп молока у населения вновь стимулируется. Субсидии гражданам, ведущим ЛПХ, на возмещение части затрат будут предоставляться с учетом ставки 2,6 рубля за 1 литр молока, реализованного заготовителям.
Другой стимул – субсидии «на возмещение части затрат за прирост поголовья коров» в ЛПХ. Ставка – 5.000 рублей за одну голову прироста.
Субсидии предоставляются из областного и районных бюджетов на условиях софинансирования. Доля областного бюджета определяющая – это в основном 99 процентов, хотя для некоторых районов она и 97 – 98. Депутаты заострили внимание Минсельхоза на выработку четких критериев, к этому вопросу еще вернемся. Жестким, в отличие от предыдущих лет, будет контроль за выполнением условий предоставления субсидий – в случае, если не достигнуты показатели, предусмотренные соглашением. Районам (а не владельцам ЛПХ) надлежит возвратить средства областной казне в срок до 20 мая следующего года.
Адам ПОГАРСКИЙ,
депутат Законодательного собрания Омской области.