Депутаты Совета Полтавского муниципального района без особых правок приняли бюджет на 2023 год. Так мало этого: и по проекту бюджета Омской области никаких предложений. Со всем согласны?!
Похоже, власть на местах (и, кстати, не только в Полтавке) относится к формированию и распределению средств «философски»: надо брать, что дают, а то и этого не дадут. А ведь тут немало зависит от расторопности местной администрации, причем как районной, так и администраций поселений.
Да, в прошлом году райцентр получил средства по методу «инициативного бюджетирования» на благоустройство площади у ЦРБ на улице Ленина. Из областного бюджета на это пошло 2 миллиона рублей, или 59,2%, из местного бюджета – 997,3 тысячи рублей, инициативные платежи граждан – 170,6 тысячи рублей, инициативные платежи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 212,5 тысячи рублей.
Однако, это самое «инициативное бюджетирование» – это, похоже, этап подготовки к переходу на систему «самообложения». Людей потихоньку приучают к тому, что благоустройство будет делаться преимущественно «на свои». С одной стороны, это логично – такие проекты, в которые люди вкладывались сами, находятся под пристальным вниманием общественности, и о каких-то «попилах-распилах» говорить трудно. Кстати, чуть более трех миллионов рублей при нынешних ценах на работы по сравнению с тем, что получилось, – это достаточно экономно.
По такому же методу в Полтавке создали общественное пространство «Молодежный проспект». На 2023 год администрация Полтавского городского поселения рассчитывает получить из «области» в рамках реализации региональной программы «Формирование комфортной городской среды» средства на дальнейшее благоустройство парка Славы. Стоимость проекта составляет 5 с половиной миллионов рублей. При этом софинансирование из бюджета Полтавского городского поселения составит 500 348 рублей.
Мы приводим примеры по райцентру, и это не случайно. У «инициативного бюджетирования» есть и другая сторона – уровень возможностей населения и местных предприятий. Низкий, прямо скажем, уровень. Да к тому же одним благоустройством запросы сельчан не ограничиваются.
Помощник депутата Государственной Думы РФ Олега Николаевича Смолина Петр Петрович Ремденок проанализировал историю обращений от жителей Полтавского района и с уверенностью говорит:
– Основная тема обращений, кроме личных вопросов, это дороги. В районе есть несколько крупных и успешных сельхозпредприятий, например, «Ястро-Агро» или СПК «Большевик». Полтавский район – один из немногих, где животноводство сохраняется как значимая отрасль хозяйства. Здесь даже День животновода отдельно от Дня работника сельского хозяйства проводят, награждают лучших тружеников. Но при этом дорога в тот же «Большевик» – просто ужас. Разбита дорога из Полтавки в Исилькуль, по которой осенью идут тяжелогруженые машины с зерном на элеватор.
Понятно, что на местном уровне громадье проблем не решить, необходимые суммы кратно больше, чем затраты на благоустройство. Определенные подвижки в этом направлении, конечно, есть. Если еще лет пять назад невозможно был проехать из Омска в саму Полтавку, то сейчас эта дорога делается. Дорогу Бакбасар – Азово – Шербакуль – Полтавка в границах Азовского района ремонтировали в 2021 году, потом с достаточно громким скандалом, по иску прокуратуры к Управлению дорожного хозяйства Омской области устраняли дефекты.
Сделана объездная вокруг Полтавки. О качестве работ можно будет говорить лишь весной, у жителей было немало вопросов к строителям по поводу качества материалов, но пока о том, насколько хорошо сделана трасса, судить рано. Ведется и будет продолжаться вестись ремонт дороги Полтавка – Исилькуль. Однако общая ситуация меняется достаточно медленно.
– Мое мнение: причина в том, что в районе нет централизованного руководства, – считает заместитель первого секретаря Полтавского местного отделения КПРФ Виталий Сергеевич Кучеров. – Дорожники району не подчиняются. У них есть свое задание – они его и выполняют. Решения принимаются через самый верх, через министерство. Что происходит рядом, вокруг того участка дороги, на который они получили задание, их вообще не интересует. Были случаи, когда, ремонтируя один участок дороги, тяжелая техника приводила в негодность соседние.
Но проблема проблем все же – неустойчивость экономики, зависимость ее от подачек сверху. Ну кто в районе скажет, что будет завтра?
С другой стороны, участие населения, оппозиционных политических партий, когда они настойчиво стучат во все двери, нет-нет да и дает результат. Напомню, 133-й «многострадальный» километр автодороги Омск – Полтавка был отремонтирован только после очень громкого скандала, но результат был. Почему? Локальная проблема района стала проблемой областного правительства.
Вот теперь вернемся к началу этой статьи. Ну очевидно же, что бюджет района на следующий год скроен по принципу тришкина кафтана. Откуда же при этом слабость в отстаивании интересов населения?
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.