Метро решили строить в Омске для того, чтобы город не задыхался от выхлопных газов машин и от выбросов в воздух вредных веществ промышленных предприятий.
Аэропорт начали строить в Федоровке, так как омичи глохнут от шума самолетов, пролетающих низко над городом.
Что касается водозабора на Иртыше, то и это сущая необходимость. У нас в Сибири, в частности, в Омской области, погода цикличная. Два-три года стоит засуха, затем идут проливные дожди. Вспомните 1965 год, когда на область обрушилась сушь, испепелившая посевы и травы, пересохли многие водоемы. Иртыш тогда обмелел так, что были видны на поверхности водозаборные колонки. Поля перепахивались, потому как дожидаться урожая было бессмысленно. Скот кормить и поить было нечем. Но благодаря умелой стратегии Сергея Иосифовича Манякина, Ивана Петровича Богатырева, многих руководителей хозяйств удалось избежать бедствия: скот кормили молодым камышом, привозимым из северных районов области. Разбрасывали соль на поля и поили скот из срочно вырытых колодцев.
И в такой жуткий засушливый год удалось не только сохранить поголовье скота, но и надои молока. Причем цены на молочные продукты, овощи, хлеб не повышались, и их было в полном достатке для населения. Не дай бог случится такой год сейчас – перемрем, как мухи. Вот чтобы избежать зависимости от погоды, а конкретно от засухи, начали строить гидроузел на Иртыше.
Все три объекта разрабатывались учеными, институтами, рассматривались на месте и утверждались в Москве. Уже затрачены большие деньги. При губернаторстве Л.К. Полежаева работы как-то еще велись, а в настоящее время совсем прекратились.
Омичи с этим не согласны и ждут возведения этих объектов!
Для решения этих вопросов в Омск был направлен, как известно, министр по строительству Мутко. Он решил, что метро Омску не нужно. Вроде как у нас достаточно наземного транспорта. И аэропорт есть. Зачем новый? Вот так – пусть в Омске люди задыхаются от газов и глохнут от шума авиамоторов. Что касается водозабора, то министр выразился еще хлеще: дескать, это не нужная стройка, и кто ее придумал, по его мнению, как бы дураки. И работы по трем этим стройкам надо прекратить. А деньги, потраченные на строительство, миллиарды выброшены, выходит, на ветер. Это его не касается?
Он не встретился и не обговорил все с прежним руководством области, которое живет и здравствует в настоящее время и которое начало эти стройки. Не встретился Мутко и с людьми, что живут в городе и области.
И еще: почему Владимир Варнавский, председатель Заксобрания, не понаслышке, а исходя из жалоб омичей, знающий, что невозможно бесконечно терпеть шум моторов самолетов, пролетающих над городом, не возразил Мутко? Промолчал и Полежаев – инициатор строительства водозабора и подземки. Сейчас в городе транспорта с каждым днем становится все больше – воздух все хуже, а тут еще нефтезавод и другие предприятия его травят. Дышать нечем.
Губернатор Александр Бурков пока всех тонкостей проблем не знает. Энергии он тратит много: хотелось бы пожелать ему направить свою энергию на улучшение жизни людей. На возврат былой мощи региона в целом.
Надеюсь, что Александр Леонидович тщательно проанализирует обстановку и убедит правительство РФ, что метро, аэропорт, водозабор необходимы позарез. Настоит на продолжении их строительства. Где брать деньги? Частично можно находить их на месте, в бюджете области. Главное – рабочая сила есть. Деньги, если умно подойти, найдутся на доброе дело. А пока толку нет. Вот народ и бежит из Омска.
Виктор ЕГОРОВ.
г. Омск.
НА СНИМКЕ: метромост без метро.