Это просто праздник какой-то
Губернатор Виталий Хоценко регулярно делится планами, это его конек. Берет пример с Владимира Путина. Нацпроект «Безопасные и качественные дороги» постоянно пиарят на всю страну федеральные медиа. Регионалы подпевают в унисон. Проект, безусловно, нужный и важный. Вопрос в реализации и конечном эффекте.
Хоценко в своем телеграм-канале сообщал о том, что «продолжаем ремонтировать подъезды к ведущим сельскохозяйственным объектам в Омской области».
На 2024 год законтрактован ремонт 250 км дорог, отчитались в региональном правительстве.
Полного списка отремонтированных в этом году дорог пока нет, но стратегические планы амбициозны.
Озвучена одна из главных задач: обеспечить «круглогодичной транспортной связью жителей сел, деревень и поселков». Также автодороги с твердым качественным покрытием помогут развиваться фермерским и подсобным хозяйствам. Но как часто бывает, когда доклады правительства сталкиваются с реальностью и входят в противоречие. «Мечты, мечты, где ваша сладость»…
Не всё идёт по плану
В сентябре жители трех районов пожаловались в пабликах на качество свежеотремонтированных дорог.
Крутинка: «Нам сделали новую дорогу, от 29 км, за деревню Калачики. Ездить невозможно. Лучше бы вообще ее не делали, чем в дождь плыть! Тяжело для тех, кто со стороны Новокарасука ездит на работу в Крутинку».
В комментариях омичи пожаловались на ремонт дорог к деревне Сосновке в Кормиловском районе и Хомутинке в Нижнеомском.
«Люди жалуются, что у них вообще нет дороги, если дождь прошел, – подхватывает Елена, жительница Полтавского района. – Просили губернатора [решить проблему]. Пообещал. И тишина...»
Но это, как говорится, еще цветочки. В текущем году ремонт дорог запланирован в основном в южных районах. На северные вообще не хватает сил и средств, хотя ситуация там, по словам жителей, просто катастрофическая.
Тевриз, Знаменка, Усть-
Ишим, Седельниково для областных властей как брошенные дети. Движение зачастую только по зимнику, а летом – только в сухую погоду. До райцентров доехать кое-как можно, а отдаленные села весной и осенью оказываются просто отрезаны от внешнего мира.
Один из главных проблемных районов – Тарский. Его проблемы – зеркальное отражение того, что творится с дорогами на омском Севере. Того, что не вошло ни в победные губернаторские доклады, ни в планы/прожекты. Того, о чем чиновники предпочитают молчать.
SOS! На связи Тара
Во времена губернатора Полежаева Тарский район считался образцово-показательным, получал мощные инвестиции. Бюджет района достигал четырех миллиардов рублей. И что?
И ничего. Инвестировать можно сколь угодно много, но где результат? Где развитие фермерских хозяйств и лесоперерабатывающей промышленности, где новые производства агропрома? Нету. В свое время власти разрекламировали строительство дорогостоящего тарского моста. Предполагалось, что он станет частью федеральной трассы, которая соединит Тобольск, Тару и Томск. Построили 15 километров трассы… И проект канул в Лету. А вместе с ним и планы по развитию Тарского района.
О том, каково состояние дорог в районе, рассказывает секретарь Тарского райкома КПРФ Олег Балаганский.
Весь север района – одна сплошная проблема. Речь уже не идет о развитии. Где там! Речь о том, что люди в деревнях фактически живут в состоянии перманентной чрезвычайной ситуации. Если не сказать – гуманитарной катастрофы. Благополучные дороги для тарчан – редкий подарок, как оазис в пустыне для бедуина.
– До села Мартюшово, например, дорога есть, – рассказывает Олег Балаганский. – Проехать можно на любой машине. А дальше на север – уже нет. Васисс, Егоровка, Витковка – север и северо-восток района, правобережье Иртыша. Комфортно добраться туда можно только по зимнику. Нет даже грунтовых дорог; обычные проселочные.
До Егоровки, например, дорога песчаная. Стоит пролиться дождю, и доехать до населенного пункта получится только на вездеходе или тяжелом грузовике. На таком грузовике марки «Урал» возят бочки с молоком из СПК «Литковский», где сохранился с прежних времен молокозавод.
11 сентября 2023-го губернатор Виталий Хоценко сообщил в своем телеграм-канале о планах построить дорогу до молзавода. Интернет все помнит. А губернатор – нет. Видимо, поэтому нет и качественной дороги до СПК. Да если бы только до СПК.
– Есть места, где и вездеход не проходит, – рассказывает Олег Балаганский. – Точнее, так. На определенном расстоянии друг от друга встают два вездехода, и люди вручную переносят почту с одного на другой.
Например, Усть-Тара, расположенная на левом берегу Иртыша, в распутицу превращается буквально в «остров Робинзона». В советское время сюда ходили речные «ракеты», по восемь рейсов в день. С наступлением «блистательной» эпохи реформ – все, приехали. Нет ни почты, ни медицинской помощи. Если человек умирает, то надежда на спасение минимальна.
Дорога на Знаменку проходима только зимой и летом. На Седельниково – фифти-фифти. Можно проехать, но можно и колеса оставить, рассказывает наш собеседник. Как повезет.
О чем говорить, если в самой Таре дороги ремонтируют по принципу «тяп-ляп».
В центре дороги еще содержат в порядке, но на окраины никто не обращает внимания.
В район новостроек на улицы с Первой по Пятнадцатую линию не ходят в непогоду ни автобусы, ни такси. Люди кое-как выбираются в сапогах по бездорожью. Вот вам комфорт, вот вам качество, вот вам национальный проект.
Беглецы
Люди стараются уезжать из гиблых мест, особенно из таких, которые мы условно назвали «островами Робинзона». Грустное свидетельство убыли населения – избирательные списки, в которых избирателей все меньше. В одном только Васиссе их число за два года сократилось примерно вдвое.
Но вот что парадоксально: остатки избирателей активно голосуют за Путина и «Единую Россию», которые от проблем простых людей далеки бесконечно. Но не за коммунистов, которые пытаются отстаивать их права.
Поэтому Виталий Хоценко может спать спокойно и сообщать о том, как в его параллельной реальности жить людям становится день ото дня лучше и веселее. Правда, в реальном мире этого веселья как-то не наблюдается.
Владимир ПУШИЛИН.