Штрихи к «портрету»
Свое название – в честь великого мыслителя, революционера, основоположника научного марксизма – улица получила в 1920 г., объединив участки небольших улочек Аптечной, Артиллерийской и Московской, которые в начале ХХ века входили в Новослободской форштадт. Позднее в магистраль влилась и часть ул. Семипалатинской.
В январе 1938 г. часть улицы Маркса, уходящая за район вокзала, переименовали в улицу Сулеймана Стальского. Там, где сегодня стоит здание цирка, ул. Маркса прерывалась городской железнодорожной веткой и соединялась с ул. Серова в Ленинске (тогда пригород). В 1950х годах городскую железнодорожную ветку демонтировали, и началась плановая застройка улицы, которая в это время получает статус проспекта.
И потянулся город к вокзалу
Транссиб (от Миасса на Южном Урале до Владивостока), длиной около 7 тыс. км, с 1891 по 1916 годы строила вся Россия. Все губернии давали рабочие руки, в отдельные годы на трассу выходило до 90 тыс. человек. Рельсовый путь от Челябинска до Оби, как по линейке, шел вдоль 55й параллели северной широты, земляные работы велись при помощи американских землеройных грейдеров. В степной местности не было леса, и его везли из Тобольской губернии. Гравий, камни для моста через Иртыш и для вокзала в Омске везли по железной дороге за 740 верст из-под Челябинска и за 900 верст на баржах по Иртышу из карьеров.
Магистраль строилась с двух сторон – от Челябинска до левого берега Иртыша напротив Омска и от Кривощеково, где начиналась пойма реки Оби (а в будущем основали Новониколаевск) до Омска (правый берег). Мост через Обь строился четыре года.
Первый поезд из Челябинска на левый берег Иртыша на станцию Омский Пост (в дальнейшем Куломзино, Карбышево1) прибыл 25 августа 1894 года. С целью привлечения пассажиров при обкатке пути всех везли бесплатно. В августе 1895 г. железная дорога пришла и на правый берег Иртыша. А вот железнодорожный мост, построенный по проекту русского инженера-мостостроителя профессора Петербургского института инженеров путей сообщения Николая Аполлоновича Белелюбского, был открыт для движения в начале 1896 года.
К 1896 г. по типовому проекту под руководством главного инженера Хекстрема возвели на правом берегу Иртыша первое здание вокзала станции Омск. Было оно одноэтажным, кирпичным, с цокольными помещениями на бутовом фундаменте. В 1907–1914 гг. к нему сделали кирпичные пристройки, и площадь помещений для обслуживания пассажиров составила 930 кв. метров. Печное отопление заменили паровым.
Двухэтажный вокзал появился в Омске в начале 1958 г., после реконструкции. Тогда же обновили перрон, построили деревянную багажную кладовую и облагородили привокзальную площадь. Вокзал не раз подвергался ремонту и реконструкции, улучшались условия труда работников вокзала, расширялась сфера услуг, предоставляемых пассажирам. А 10 лет назад вокзал Омск-Пассажирский благополучно пережил существенную реконструкцию. Здание подросло до трех этажей. Увеличились залы ожидания и отдыха, появилась в его структуре гостиница. По приему и отправлению пассажирских поездов вокзал работает на четыре направления: Челябинское, Тюменское, Барнаульское, Новосибирское.
Напомним, что пригородные направления обслуживаются построенным в 2004 г. современным вокзалом Омск-Пригородный.
Революционный держали шаг
Транссиб привел не только к экономическому всплеску, но и к росту самосознания формировавшегося рабочего класса. Темпы великой стройки породили и усиление эксплуатации трудящихся. Первая рабочая стачка в тихом провинциальном Омске связана со строительством вокзала. В июне 1895 г. 100 рабочих объявили забастовку, требуя повышения расценок, отмены бесконечных штрафов и обсчетов. Суд приговорил рабочих и адвоката, их защищавшего, к небольшим срокам тюремного заключения.
Активно стали отстаивать свои права работники главных железнодорожных мастерских при станции Омск. В 1898 г. забастовку начали кузнецы, условия труда которых были особенно тяжелыми. Их поддержали рабочие токарного и механического цехов. Не испугавшись жандармов, рабочие твердо стояли на своих требованиях. Администрация удовлетворила часть требований забастовщиков и освободила из-под ареста кузнеца Григория Грозного, руководителя забастовки.
В ноябре 1902 г. по Сибирской железной дороге «прокатилась» «билетная» стачка. Начальство объявило об отмене бесплатных проездных билетов низшим служащим и рабочим. В ответ был создан стачком. Требовали отменить приказ, повысить расценки на сдельные работы, отменить штрафы, улучшить условия труда в цехах. Посланные на усмирение две казачьи сотни встретили отпор со стороны безоружных рабочих, остановивших движение на «железке». Основные требования бастующих были удовлетворены.
В 1905 г., после кровавых событий 9 января в Петербурге, прошел целый ряд забастовок омских железнодорожников. В октябре они поддержали Всероссийскую политическую стачку. В борьбе за свои права передовой отряд рабочего класса останавливаться был не намерен, об этом свидетельствует мемориальная табличка на здании омского вокзала: «8 февраля 1907 г. рабочие депо «Омск» начали первыми Всеобщую забастовку железнодорожников Сибири. Их поддержали рабочие главных мастерских, а затем рабочие Петропавловска, Кургана, Каинска (Куйбышева Новосибирской области), Челябинска и Красноярска».
Вместо хибарок – современная магистраль
Между станцией и городом возникли «мариупольские землянки» (где ныне торговый комплекс «Каскад»). Закопавшись в землю, как в звериных норах, жили большие семьи.
Особенно сильно возросло население этих поселков в годы Первой мировой войны. На этом фоне выделялось здание управления Омской железной дороги (ныне Омский университет путей сообщения). Построено оно было в 1916 г. руками военнопленных немцев и австрийцев, по проекту петербургского архитектора Ф.И. Лидваля. «Изюминкой» проекта стали четыре высокие колонны, подпирающие фронтон. На их верхушках установлены скульптуры: «Тяга», «Администрация», «Путь» и «Движение». Эскизы нарисовал местный архитектор П. Горбачев, а изготовил их в 1917 г. вместе с подручными чешский скульптор В. Винклер, в то время – пленный солдат австро-венгерской армии. В вестибюле мастер установил рельефную композицию «Жизнь», а зал заседаний оформил в испанском стиле.
В первые десятилетия Советской власти одной из главных причин, сдерживающих строительство жилья повышенной этажности, являлась слабая сеть городского водопровода и канализации. Но все-таки строительство велось относительно высокими темпами, и постепенно с улиц города исчезли землянки «мариупольские», «копай-города», «нахаловки» и другие.
К ноябрю 1936 г. по ул. Маркса проложили трамвайные пути. Первый маршрут начал курсировать от площади, где сегодня находится здание правительства области мимо пожарной каланчи и нынешнего здания администрации Омска через деревянный мост (теперь здесь мост Юбилейный) по ул. Маркса до мясокомбината. Деревянные, только снизу обшитые жестью трамваи Мытищинского завода ходили по одноколейному пути с разъездами, на которых приходилось ожидать встречного трамвая.
К пятидесятым годам узкая улица Маркса все еще была застроена неказистыми домишками, и вот ее, согласно плану, начали превращать в главную артерию города.
Безусловная доминанта проспекта Маркса – «дом со шпилем». Построили его в 1951 г. по проекту талантливого архитектора Олега Ефимовича Либготта. Пятиэтажный дом с угловой башенной надстройкой, по словам специалистов, удачно закрепил пересечение двух важнейших магистралей города – проспекта К. Маркса и ул. Масленникова (бывшая Перевозная), где была спланирована Ленинградская площадь с выездом на Ленинградский мост.
Постепенно сложилась прямая магистраль «вокзал – центр». Пятиэтажный жилой 134квартирный дом на площади Серова (пр. К. Маркса, 60), завершенный в 1955 г. по проекту архитектора А.Е. Степанова, занял целый квартал. Мощные сдвоенные колонны с пышными капителями, тяжелые многоярусные карнизы, балюстрада – архитектура словно пыталась как можно скорее стереть из памяти беды военного лихолетья. В 1956 г. заселяется еще один жилой дом-гигант под №10, протяженностью в 170 м (архитектор Е.А. Степанов). Здесь до 2007 г. располагался Театр кукол.
Вместо небольшого завода им. Розы Люксембург выросло здание Дома печати (пр. Маркса, 39). На Ленинградской площади в 1964 г. открылся Дом бракосочетания, построенный по проекту архитектора А.И. Юмакаева. Фасад здания украсили изящной графикой – это триптих работы художников Н.М. Брюханова, Н.Я. Третьякова и В.В. Кукуйцева. Вместе с «Салоном для новобрачных», рестораном «Дружба» и магазином «Радость» образовался комплекс, пользовавшийся большой популярностью.
Там, где многие годы ютилось в ветхом здании музыкальное училище, раскинулся новый сквер, а подле него появилось здание Облсовпрофа. В 60е – начале 70х на проспекте вместо деревянных домишек вырос 100квартирный жилой дом с фирменным магазином «Голубой огонек» на первом этаже. Против горсада – самый большой универмаг в городе на 200 рабочих мест – «Детский мир» (ныне «Дружный мир»). В самом саду, там, где был ветхий летний театр, омские строители возвели Театр юного зрителя. На Маркса, 43 удобное место занял автовокзал, а рядом – новое здание цирка на 2000 зрителей.
С конца 50х широко была развернута работа по озеленению и благоустройству. По центру 40метрового проспекта проходила великолепная цветущая клумба, усаженная яркими гладиолусами. Именно тогда Омск получил признание как город-сад.
К концу 1960х годов наш город стал ведущим индустриальным центром страны и по своему промышленному потенциалу стоял вслед за Москвой, Ленинградом, Горьким и Свердловском. За заслуги в развитии народного хозяйства в годы восьмой пятилетки указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1971 г. Омск был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Татьяна ЖУРАВОК.