Красный путь
Красный путь

А по центральной полосе – цветы необычайной красоты

Штрихи к «портрету»

Свое название – в честь великого мыслителя, революционера, основоположника научного марксизма – улица получила в 1920 г., объединив участки небольших улочек Аптечной, Артиллерийской и Московской, которые в начале ХХ века входили в Новослободской форштадт. Позднее в магистраль влилась и часть ул. Семипалатинской.

В январе 1938 г. часть улицы Маркса, уходящая за район вокзала, переименовали в улицу Сулеймана Стальского. Там, где сегодня стоит здание цирка, ул. Маркса прерывалась городской железнодорожной веткой и соединялась с ул. Серова в Ленинске (тогда пригород). В 1950­х годах городскую железнодорожную ветку демонтировали, и началась плановая застройка улицы, которая в это время получает статус проспекта.

И потянулся город к вокзалу

Транссиб (от Миасса на Южном Урале до Владивостока), длиной около 7 тыс. км, с 1891 по 1916 годы строила вся Россия. Все губернии давали рабочие руки, в отдельные годы на трассу выходило до 90 тыс. человек. Рельсовый путь от Челябинска до Оби, как по линейке, шел вдоль 55­й параллели северной широты, земляные работы велись при помощи американских землеройных грейдеров. В степной местности не было леса, и его везли из Тобольской губернии. Гравий, камни для моста через Иртыш и для вокзала в Омске везли по железной дороге за 740 верст из-под Челябинска и за 900 верст на баржах по Иртышу из карьеров.

Магистраль строилась с двух сторон – от Челябинска до левого берега Иртыша напротив Омска и от Кривощеково, где начиналась пойма реки Оби (а в будущем основали Новониколаевск) до Омска (правый берег). Мост через Обь строился четыре года.

Первый поезд из Челябинска на левый берег Иртыша на станцию Омский Пост (в дальнейшем Куломзино, Карбышево­1) прибыл 25 августа 1894 года. С целью привлечения пассажиров при обкатке пути всех везли бесплатно. В августе 1895 г. железная дорога пришла и на правый берег Иртыша. А вот железнодорожный мост, построенный по проекту русского инженера-мостостроителя профессора Петербургского института инженеров путей сообщения Николая Аполлоновича Белелюбского, был открыт для движения в начале 1896 года.

К 1896 г. по типовому проекту под руководством главного инженера Хекстрема возвели на правом берегу Иртыша первое здание вокзала станции Омск. Было оно одноэтажным, кирпичным, с цокольными помещениями на бутовом фундаменте. В 1907–1914 гг. к нему сделали кирпичные пристройки, и площадь помещений для обслуживания пассажиров составила 930 кв. метров. Печное отопление заменили паровым.

Двухэтажный вокзал появился в Омске в начале 1958 г., после реконструкции. Тогда же обновили перрон, построили деревянную багажную кладовую и облагородили привокзальную площадь. Вокзал не раз подвергался ремонту и реконструкции, улучшались условия труда работников вокзала, расширялась сфера услуг, предоставляемых пассажирам. А 10 лет назад вокзал Омск-Пассажирский благополучно пережил существенную реконструкцию. Здание подросло до трех этажей. Увеличились залы ожидания и отдыха, появилась в его структуре гостиница. По приему и отправлению пассажирских поездов вокзал работает на четыре направления: Челябинское, Тюменское, Барнаульское, Новосибирское.

Напомним, что пригородные направления обслуживаются построенным в 2004 г. современным вокзалом Омск-Пригородный.

Революционный держали шаг

Транссиб привел не только к экономическому всплеску, но и к росту самосознания формировавшегося рабочего класса. Темпы великой стройки породили и усиление эксплуатации трудящихся. Первая рабочая стачка в тихом провинциальном Омске связана со строительством вокзала. В июне 1895 г. 100 рабочих объявили забастовку, требуя повышения расценок, отмены бесконечных штрафов и обсчетов. Суд приговорил рабочих и адвоката, их защищавшего, к небольшим срокам тюремного заключения.

Активно стали отстаивать свои права работники главных железнодорожных мастерских при станции Омск. В 1898 г. забастовку начали кузнецы, условия труда которых были особенно тяжелыми. Их поддержали рабочие токарного и механического цехов. Не испугавшись жандармов, рабочие твердо стояли на своих требованиях. Администрация удовлетворила часть требований забастовщиков и освободила из-под ареста кузнеца Григория Грозного, руководителя забастовки.

В ноябре 1902 г. по Сибирской железной дороге «прокатилась» «билетная» стачка. Начальство объявило об отмене бесплатных проездных билетов низшим служащим и рабочим. В ответ был создан стачком. Требовали отменить приказ, повысить расценки на сдельные работы, отменить штрафы, улучшить условия труда в цехах. Посланные на усмирение две казачьи сотни встретили отпор со стороны безоружных рабочих, остановивших движение на «железке». Основные требования бастующих были удовлетворены.

В 1905 г., после кровавых событий 9 января в Петербурге, прошел целый ряд забастовок омских железнодорожников. В октябре они поддержали Всероссийскую политическую стачку. В борьбе за свои права передовой отряд рабочего класса останавливаться был не намерен, об этом свидетельствует мемориальная табличка на здании омского вокзала: «8 февраля 1907 г. рабочие депо «Омск» начали первыми Всеобщую забастовку железнодорожников Сибири. Их поддержали рабочие главных мастерских, а затем рабочие Петропавловска, Кургана, Каинска (Куйбышева Новосибирской области), Челябинска и Красноярска».

Вместо хибарок – современная магистраль

Между станцией и городом возникли «мариупольские землянки» (где ныне торговый комплекс «Каскад»). Закопавшись в землю, как в звериных норах, жили большие семьи.

Особенно сильно возросло население этих поселков в годы Первой мировой войны. На этом фоне выделялось здание управления Омской железной дороги (ныне Омский университет путей сообщения). Построено оно было в 1916 г. руками военнопленных немцев и австрийцев, по проекту петербургского архитектора Ф.И. Лидваля. «Изюминкой» проекта стали четыре высокие колонны, подпирающие фронтон. На их верхушках установлены скульптуры: «Тяга», «Администрация», «Путь» и «Движение». Эскизы нарисовал местный архитектор П. Горбачев, а изготовил их в 1917 г. вместе с подручными чешский скульптор В. Винклер, в то время – пленный солдат австро-венгерской армии. В вестибюле мастер установил рельефную композицию «Жизнь», а зал заседаний оформил в испанском стиле.

В первые десятилетия Советской власти одной из главных причин, сдерживающих строительство жилья повышенной этажности, являлась слабая сеть городского водопровода и канализации. Но все-таки строительство велось относительно высокими темпами, и постепенно с улиц города исчезли землянки «мариупольские», «копай-города», «нахаловки» и другие.

К ноябрю 1936 г. по ул. Маркса проложили трамвайные пути. Первый маршрут начал курсировать от площади, где сегодня находится здание правительства области мимо пожарной каланчи и нынешнего здания администрации Омска через деревянный мост (теперь здесь мост Юбилейный) по ул. Маркса до мясокомбината. Деревянные, только снизу обшитые жестью трамваи Мытищинского завода ходили по одноколейному пути с разъездами, на которых приходилось ожидать встречного трамвая.

К пятидесятым годам узкая улица Маркса все еще была застроена неказистыми домишками, и вот ее, согласно плану, начали превращать в главную артерию го­рода.

Безусловная доминанта проспекта Маркса – «дом со шпилем». Построили его в 1951 г. по проекту талантливого архитектора Олега Ефимовича Либготта. Пятиэтажный дом с угловой башенной надстройкой, по словам специалистов, удачно закрепил пересечение двух важнейших магистралей города – проспекта К. Маркса и ул. Масленникова (бывшая Перевозная), где была спланирована Ленинградская площадь с выездом на Ленинградский мост.

Постепенно сложилась прямая магистраль «вокзал – центр». Пятиэтажный жилой 134­квартирный дом на площади Серова (пр. К. Маркса, 60), завершенный в 1955 г. по проекту архитектора А.Е. Степанова, занял целый квартал. Мощные сдвоенные колонны с пышными капителями, тяжелые многоярусные карнизы, балюстрада – архитектура словно пыталась как можно скорее стереть из памяти беды военного лихолетья. В 1956 г. заселяется еще один жилой дом-гигант под №10, протяженностью в 170 м (архитектор Е.А. Степанов). Здесь до 2007 г. располагался Театр кукол.

Вместо небольшого завода им. Розы Люксембург выросло здание Дома печати (пр. Маркса, 39). На Ленинградской площади в 1964 г. открылся Дом бракосочетания, построенный по проекту архитектора А.И. Юмакаева. Фасад здания украсили изящной графикой – это триптих работы художников Н.М. Брюханова, Н.Я. Третьякова и В.В. Кукуйцева. Вместе с «Салоном для новобрачных», рестораном «Дружба» и магазином «Радость» образовался комплекс, пользовавшийся большой популярностью.

Там, где многие годы ютилось в ветхом здании музыкальное училище, раскинулся новый сквер, а подле него появилось здание Облсовпрофа. В 60­е – начале 70­х на проспекте вместо деревянных домишек вырос 100­квартирный жилой дом с фирменным магазином «Голубой огонек» на первом этаже. Против горсада – самый большой универмаг в городе на 200 рабочих мест – «Детский мир» (ныне «Дружный мир»). В самом саду, там, где был ветхий летний театр, омские строители возвели Театр юного зрителя. На Маркса, 43 удобное место занял автовокзал, а рядом – новое здание цирка на 2000 зрителей.

С конца 50­х широко была развернута работа по озеленению и благоустройству. По центру 40­метрового проспекта проходила великолепная цветущая клумба, усаженная яркими гладиолусами. Именно тогда Омск получил признание как город-сад.

К концу 1960­х годов наш город стал ведущим индустриальным центром страны и по своему промышленному потенциалу стоял вслед за Москвой, Ленинградом, Горьким и Свердловском. За заслуги в развитии народного хозяйства в годы восьмой пятилетки указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1971 г. Омск был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Татьяна ЖУРАВОК.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех