Тридцатые годы в красных галстуках
В здоровом теле…
В 1932 году ЦБ ДКО предложило начать подготовку к массовым физкультурным праздникам на основе комплекса ГТО.
Началась систематическая всеохватывающая работа по овладению секретами спортивного мастерства.
Пионерская история 20-х запечатлела многочисленные шалашные городки в живописных местечках нашей страны. Романтика лагерной жизни была трудной. Пихтовые лапники служили постелью и крышей. Домашние продукты доставляли на лодках. Обеды готовили в самодельной печи, вырытой на склоне обрыва. Картошку пекли на костре. Продуктов не хватало. Собирали ягоды, грибы, щавель, шиповник.
С 1926 года любимая «Картошка» становится песней пионерской истории.
Борьба «на фронте здоровья» явилась составной частью начавшейся в стране культурной революции.
…здоровый дух
Поход против неграмотности являлся центральной проблемой культурной революции.
В избах-читальнях крупными буквами написали:
Пора, товарищ дедушка,
Пора, товарищ бабушка,
Садиться за букварь.
Старшие пионеры учили грамоте в кружках по ликвидации безграмотности (ликбезах), а младшие – на дому. У них была еще одна обязанность – следить, чтобы неграмотные не пропускали занятия, к началу их готовить мел, тряпку, стулья. Часто самим приходилось мастерить скамейки. Пионер получил задачу: если в его семье есть неграмотный – научи его писать и читать, помоги соседу.
1-й Всесоюзный слет пионеров «Вперед, отряды сжатые!» дал оценку работе пионеров в годы первой пятилетки.
Пионеры 30-х постигали грамоту по словам «пятилетка», «ударник», «колхоз», «индустрия». На всю жизнь запомнятся ребятам первые экскурсии на заводы. В памяти запечатлелась мощь индустрии: огромные цехи, фонтаны пылающих металлических искр, русло огненной реки и дышащего проката. Ребята по-настоящему осознали, что экономическим трудностям государства близок конец. Будут, скоро будут и сахар, и чай, и белый хлеб, и уйдут в историю самодельные холщовые тапочки с подошвой из пеньковой веревки.
Это годы новостроек-гигантов, партии большевиков нужны были финансовые средства и ударный темп работы. Соцсоревнования, стахановское движение. Агитация за приобретение облигаций государственного займа.
Высоко поднял слет проблему глубоких и прочных знаний. В идейно зрелых, образованных, культурных выпускниках школ нуждались первенцы индустрии и колхозного строя, их ждали вузы и техникумы. Чтобы возглавить детский коллектив на выполнение одной из важнейших задач социалистического строительства, пионерская организация полностью перешла в школу.
Мы – пролетариата дети,
Нам приказ страною дан:
В план великих пятилетий
Входит наш учебный план…
Все отряды собирая,
Дуй, горнист, в свою трубу!
Хулигану и лентяю
Объявляем мы борьбу.
Главный наказ слета звучал лаконично: ЗА ЗНАНИЯ!
Активно вошла пионерская организация в школьную жизнь, пионерские наставники сами учатся, а в 1940 году сдают экзамен на аттестат «Старший вожатый юных пионеров». Так старший вожатый пришел в школу.
Формы пионерской работы углубляются, совершенствуются. Непременными спутниками учебы стали кружки, исследования, опыты, сценарии, литературные вечера в библиотеках.
Повезло и с шефами – ими стали заводы.
Художественным творчеством детей в начале 30-х годов руководили только вожатые и некоторые учителя. Но вот в 1933 году зазвучали позывные детской радиостудии. Ребят знакомили с произведениями классической и советской музыки, литературы, помогали разучивать пионерские песни. Первые радиоточки были только в клубах районных центров. Свои впечатления, новые песни, стихи, рассказы пионеры несли в отряды и родные селения. Ребята не только слушали еженедельную радиопередачу, но и готовили ее, сопровождая выступлением хора, оркестра, драмкружка; присылали письма-запросы.
Если завтра война…
Грозные тучи наступали с запада и востока еще в начале 30-х годов. Эти годы породили девиз подготовки не только к труду, но и к обороне. Он стал составной частью новой системы обучения и воспитания школ, отрядов.
«Пусть у каждого пионера будет по три оборонных значка!».
Это значит, что я умею стрелять по-ворошиловски, готов к санитарной обороне и сдал все нормы на юного физкультурника.
Своими значками я горжусь и, когда нужно будет, применю эти знания на деле».
Началось увлечение военной игрой. Бойцы учились оборонному делу, изучали противогаз и мелкокалиберную винтовку. Все хотели быть героями.
Право детей на образование, на отдых, право участия в работе общественных организаций было утверждено пламенем строк Конституции 1936 года о победе социализма в стране свободных и равноправных.
Как начинался «Артек»
«Артек» был основан как лагерь-санаторий для детей, страдающих туберкулезной интоксикацией, по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Соловьева.
Впервые о создании детского лагеря в Артеке было объявлено 5 ноября 1924 года на празднике московской пионерии. Руководил подготовкой лагеря к открытию лично З.П. Соловьев. Видимо, поэтому в некоторых источниках он указывается как первый директор «Артека», хотя непосредственное руководство лагерем сразу же после его открытия было поручено Ф.Ф. Шишмареву.
Лагерь был открыт 16 июня 1925 года и состоял из четырех больших брезентовых палаток. На первую смену приехало 80 пионеров из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма.
В том году в лагере побывала первая зарубежная делегация – пионеры из Германии.
Первые артековцы жили в брезентовых палатках. Через два года на берегу были поставлены легкие фанерные домики. А в 1930‑е годы, благодаря построенному в верхнем парке зимнему корпусу, «Артек» постепенно был переведен на круглогодичную работу. В 1936 году в «Артеке» прошла смена пионеров-орденоносцев, награжденных правительственными наградами, а в 1937 году лагерь принял детей из охваченной Гражданской войной Испании.
Подготовил
Игорь ФЕДОРОВСКИЙ.