Этот населенный пункт находится от областного центра всего лишь в 12 километрах. Но, несмотря на близость к городу, он отрезан от цивилизации. Ощущение того, что деревенский люд – более трехсот душ – забыт чиновниками всех мастей, возникает еще за десяток километров до поселения. В деревню ведут две дороги. Обе разбиты. Одна бетонная – сплошь в глубоких ямах, без дорожных знаков и какой-либо разметки. Вторая – грунтовая, испещрена колдобинами. Года три назад мне «посчастливилось» прокатиться по той и другой, ощущения незабываемы по сей день. Машину так крутило на осклизлой от снега с дождем грунтовке, что только чудо не позволило ей застрять прочно в кювете. Спас профессионализм водителя «Москвича».
Редко теперь кто из живущих в деревне 18-й Партсъезд отваживается в непогоду отправиться по крайне необходимым делам в Омск. А рисковать приходится, ведь кому-то нужно на занятия в вуз, кому-то на работу, так как с приходом перестройки рухнули здесь животноводческие фермы, и люди вынуждены трудиться на стороне.
Раиса Ярулловна конкретно заниматься вопросом ремонта дороги начала в декабре 2010 года. В течение следующего за ним года прошла всех чиновников, от которых зависел исход дела. Подключала телевизионщиков, выступала в газете «Красный Путь», в центральной прессе. Била в колокола. Наконец в апреле 2014 года была составлена проектно-сметная документация. Нужно отдать должное здесь главе района Долматову, он решился на то, чтобы на составление ее выделить все-таки деньги из бюджета района в размере пяти миллионов. В 2015 году был подписан муниципальный контракт.
– Видите, какой он внушительный, пухлый, – замечает Алеева. – Здесь все расписано: стоимость работ, обязанности сторон, все адреса, реквизиты, техническое задание на нашу дорогу… Стоимость реконструкции нашей дороги обошлась бы в 54 миллиона 46 тысяч 18 рублей. В среднем ремонт каждого из пяти ее километров вылился бы в среднем в одиннадцать миллионов. Эти деньги нам выделяют из бюджета Российской Федерации. Итак, лед тронулся. 22 сентября 2015 года был заключен контракт между управлением капитального строительства нашего района и государственным предприятием «Омскавтодор». Заключили договор, наняли подрядчика. Генподрядчик нанял субподрядчика в лице «СибДор». Директор этой фирмы Лазар Агванович Пагасян. На рынке уже 18 лет. Заслуживают доверия вполне. Выиграв тендер, сибдоровцы приступили 9 октября к строительству нашей долгожданной дороги. Но, в связи с поздним подписанием контракта и наступлением холодов, ход работ был остановлен и контракт был расторгнут. И деньги, которые нам выделила Федерация, естественно, оказались неиспользованными и вернулись обратно в бюджет.
– Выходит, что «СибДор» работал вхолостую?
– Дело в том, что контрактом предусматривалось деньги выплатить «СибДору» только при условии полного им завершения работ в течение девяноста дней. Наш район – он как тот Фома неверующий, подстраховался на случай, если вдруг субподрядчик сбежит, не доведя дело до конца, а деньги огребет. Хотя, по идее, оплату можно вести поэтапно, согласно проценту выполненных работ. Но, как говорят, имеем то, что имеем.
– Но плевать в колодец глупо: вдруг придется напиться?
– Так оно и вышло. 21 апреля нынешнего года в нашу область поступают деньги из федерального бюджета на строительство одиннадцати областных дорог. Это шестьсот с лишним миллионов. В том числе и на нашу дорогу. 5 мая замминистра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Фрикель лично мне официально письмом сообщает, что их министерством будет объявлен отбор муниципальных образований на предоставление субсидий областного бюджета. Реконструкцию дороги «Омск – Андреевка» до деревни 18-й Партсъезд планировалось завершить в октябре 2016 года.
– Вроде снова дорогу до вашей деревни намеревались делать?
– Да. Но буквально за день до возвращения в Омск федеральных денег у меня состоялся разговор с сотрудником министерства капитального строительства Вандой Арсеновной Власовой. Она мне сообщила, что наши документы на отбор муниципальных образований не включены. Мол, причина в том, что администрация Омского района в лице Александра Викторовича Плукчи (первый зам нашего главы района) официально отзывает документы.
– Вот тебе, бабушка, и Юрьев день… На основании чего?
– И я этот вопрос, опешив, задала. Власова сослалась на какие-то недоработки. Мол, неправильно сделана смета. Дескать, 20 апреля была комиссия по отбору объектов на строительство и реконструкцию областных автомобильных дорог на этот год, на вашу дорогу средства не выделены. Я в шоке. Опять спрашиваю почему. И тогда Ванда, пожимая плечами, призналась, что они и сами не могут понять, но именно администрация Омского района документы отзывает.
– Загадочная ситуация. Быть у заветной цели и, почти достигнув ее, повернуть вспять?
– Не теряя времени, я еду на встречу с Плукчей. Опять нервный диалог. Задаю ему вопрос в лоб: «Как так получилось?». Он не стал кривить душой, сказав, что об отзыве документов попросил его начальник управления капитального строительства министерства строительства Христолюбов. Ведь как раз развернулась подготовка к 300-летнему юбилею Омска, и до Путина донеслась, благодаря телевизионному общению его с народом, весть о безобразном состоянии наших дорог, не только связывающих села и деревни, но и в самом городе. Чтобы навести относительный марафет на основные магистрали областного центра, денег, конечно же, не хватало. Вот и решили отщипнуть их у периферии.
– Поманили и не дали…
– Утешил тем, что не далее как в мае снова будет отбор, и наша дорога туда войдет. Но минула весна, наступило лето. Звоню Власовой. Та заверяет, что наши документы на согласовании. Опять звоню через неделю, другую, третью… Ответ один: согласовывают. Миновали июнь, июль, август, и только 7 сентября дорога наша на аукцион размещена. Деньги же в области были 21 апреля. Но ушло золотое время, и мы опять остались с носом. Тендер на строительство из троих претендентов опять выигрывает «СибДор», тем более что он уже начал его. Когда пришло время заключать контракт, наша администрация преподнесла субподрядчику предписание от «Автодорпроекта»: «…устраивать покрытия и основание из щебня, обработанного по способу пропитки битумом или эмульсиями, следует в сухую погоду при температуре воздуха не ниже плюс 5 градусов», а «…работы по устройству поверхностной обработки покрытий следует проводить при температуре воздуха не ниже плюс 15 градусов». И дальше следует вполне логичное заключение: работы по устройству покрытия на дороге, ведущей в д. 18-й Партсъезд, выполнять в осенний период возможным не представляется». Естественно, что «СибДор» от контракта отказывается.
– Ну и что же дальше?
– Вместе со старостой деревни Валерием Порвиным 12 октября являемся на прием к Долматову. Тот лишь развел руками. А Плукчи предложил услуги СПК «Сибцентрстрой». Ссылаясь на то, что у них мощная техника, они до холодов все успеют, уложат щебень хотя бы. А все остальное – под честное слово – доделают летом. А я и спрашиваю: «А где гарантия, что они, получив полностью за недоделанную работу миллионы, снова вернутся к ней?» Так и этот вариант отпал.
– Но зато осталась дорога, покрытая слоем глины, по которой теперь вообще ездить нельзя…
– Абсолютно верно. Этот пятикилометровый участок пути в нашу деревню теперь мертв. Казалось бы, есть альтернатива – бетонная дорога, принадлежавшая некогда Министерству обороны. Она давно находится в общем пользовании, однако передвигаться по ней на авто сверх опасно. У меня на руках есть акт, который дает заключение, что бетонка не позволяет обеспечить безопасность движения транспортных средств. Она не соответствует ГОСТу автомобильных дорог. Удалена вообще из реестра, потому никто ее не собирается восстанавливать. Была и нет… Но по ней за 19 километров в Андреевку все-таки ежедневно прыгает из ямы в яму школьный автобус. За его рулем бывалый водитель. 16 старшеклассников пристегнуты. А вот сопровождающего с ними нет. Два-три раза в неделю едет с ними почтальон, но она не наделена специальными полномочиями. А мало ли что может в пути случиться!? Ведь беда подстерегает на каждом метре.
– Как же сохранить деньги, которые так и не удалось использовать по назначению? Они ведь отправятся назад как неосвоенные.
– Нужна гарантия региона. Я записалась к Назарову на прием. Мне обещана встреча с его первым заместителем 8 ноября. А уже снег! – подытоживает Алеева.
– Пока существовал совхоз, была государственной вся структура управления, а нашей деревне более семи десятков лет, дорога грейдировалась, велась отсыпка полотна. А теперь обратиться не к кому. Чиновникам не до нас, – вступает в разговор староста деревни Валерий Владимирович Порвин. – Идет время, а никто и не чешется. Все решают, что сделать хотя бы с самыми опасными на бетонке 800 метрами. Можно элементарно хотя бы ямы засыпать. Живем словно отшельники. Воды питьевой нет. У нас около 70 пенсионеров, много больных, инвалидов. Все они обслуживаются в городской поликлинике. У нас десяток человек, которым уже далеко за восемьдесят и им требуется постоянное медицинское обслуживание. У нас порядка 80 детей, в том числе 44 ребенка до семи лет. Они требуют тоже постоянного медицинского патронажа. А дороги нет. Мы безвыездны, пока не ударят морозы. Но приходит весна. И все по новой. А казалось, что мечта о желанной дороге вот-вот сбудется. Обманулись мы опять. С носом остались.
Валентина АЛДАНОВА.
P.S. На минувшей неделе состоялся экстренный сход граждан деревни 18-й Партсъезд, которые все-таки не хотят мириться с наплевательским к себе отношением. Верят они, что упорство их депутата-коммуниста Раисы Алеевой не пройдет даром.