ПРОТАЛКИВАЮТ его депутаты от «Справедливой России» (ничего себе – справедливая). Они доказывали, что ОСАГО «отощало», несет убытки по причине растущих выплат. Значительная часть этих средств досталась автоюристам, которые, «используя изощренные юридические схемы, взвинчивают выплаты по ОСАГО, из-за чего система уже на грани коллапса и нуждается в оздоровлении».
Денежные выплаты заменяются, согласно законопроекту, натуральным возмещением восстановительного ремонта. Тогда, мол, исчезнет «паразитический класс автопосредников», «аферистов», «мошенников».
Но породили-то этот «класс», отметил депутат Александр Кравец (КПРФ), сами же страховые компании! Они в погоне за прибылью отказываются выплачивать автовладельцам за ущерб в ДТП положенную сумму. Автовладельцы, прибегнув к помощи юристов, пошли в суды и начали выигрывать по своим искам. То есть появились юридические компании, которые посягнули на долю прибыли страховщиков. И вот через своих лоббистов в Госдуме страховые компании решили себя обезопасить от «аферистов», якобы создающих ложные страховые случаи.
Законопроект, подчеркнул Кравец, отвечает интересам только страховщиков. Им отдается право выбора станций техобслуживания (СТО), где должен проводиться ремонт. И второе – место расположения таких станций. В статье 15.1 сказано, что СТО должны находиться не далее 10 километров от административной границы населенного пункта с численностью населения 500 тыс. человек и более, и не далее 200 километров от населенных пунктов, где проживает менее 500 тыс. человек.
«Автомобилиста из города, где 450 тыс. человек, можно будет отправить ремонтироваться за 180 километров, а москвича – не далее 10 километров от МКАД. Почему такая несправедливость?» – подхватил тему Сергей Решульский (КПРФ). Ущемляются права сельских жителей, их практически лишают возможности отремонтировать свой автомобиль, попавший в ДТП.
Как поведут себя страховые компании, получив обширные права на проведение ремонта автомобилей, потерпевших в ДТП? Алексей Куринный (КПРФ) считает, что «Страховые компании будут договариваться со своими ремонтными мастерскими, понижать цены, мудрить с деталями, вместо новых ставить б/у, по максимуму затруднять возможность получения ремонта по страховке. Вместо того чтобы повышать качество юридических, страховых услуг, работу МВД, создаем все условия для жульничества страховщиков».
«Кто ваши избиратели – автовладельцы или страховщики? – уточняли думцы. – Граждане только научились защищать свои права, как вы убираете автоюристов, загоняете автовладельцев в ловушку к страховщикам, которые будут диктовать, на какую сумму производить ремонт, в каком сервисе, на каком расстоянии от дома. Это бесправие для 55 млн автомобилистов, которые должны иметь право выбора – ремонт или выплата…»
Вдобавок прямо на заседании выяснилась несостоятельность аргументов об убытках страховых компаний: в стране собирается страховых взносов 220 млрд рублей в год, из них 120 млрд выплачивается, 23% страховая компания оставляет себе – это, грубо говоря, 46 млрд. Всего тратится 160 с небольшим млрд руб. Где остальные около 60 млрд? За 10 лет ОСАГО должно уже собрать 300 млрд рублей. Где они?
Но что получилось в итоге обсуждения? Хотя критиковали его не только коммунисты, а практически все выступавшие, в том числе единороссы Г. Кулик, тот же Е. Москвичев, И. Станкевич и другие, за принятие в первом чтении законопроекта в пользу страховщиков проголосовали 340 единороссов и справроссов. Против – 74, коммунисты и ЛДПР, воздержались 2 депутата, 34 – не голосовали. Утверждена концепция, дающая страховщикам право на все.
Госдума подала сигнал, что страховые компании могут полагаться на лояльность депутатского корпуса. По словам А. Кравца, уже есть информация, что тариф ОСАГО будет увеличен чуть ли не на 64%. Тогда средняя величина взноса за полис ОСАГО приблизится к 8,5 тысячам рублей в год с автовладельца. А это уже больше МРОТ и больше социальной пенсии. Но рыночников такое соотношение не смущает. Что поделаешь, если ОСАГО «проголодалось»?
Галина ПЛАТОВА.
«Советская Россия», №141.