Открыта персональная выставка Геннадия Павлова «Древо жизни. Искусство орнамента: миф и символ». Экспозиция включает более 40 работ, созданных мастером в 1990–2010 годы. В оригинальной графике, резьбе по дереву и бересте художник воплощает свои размышления об искусстве Древней Руси.
В старину работу мастера прикладного искусства называли красивым словом РАЗМЫСЛЫ. Есть такой мастер в Омске. Читаем страничку энциклопедии «Омск в лицах» и знакомимся с биографией замечательного омского художника:
«Павлов Геннадий Васильевич – художник-каллиграф, дизайнер, педагог. Родился в 1941 году в селе Екатеринославка и вырос в городе Шимановске Амурской области.
С января 1970 по август 1990 – сотрудник кафедры «Начертательная геометрия и инженерная графика ОмПИ. Читал курс «Основы художественного конструирования.
С 1991 года – сотрудник музея истории Омского государственного технического университета».
Разделы экспозиции – «Времена года», «Оберегая пространство», «Птица – образ души человеческой», «Узлы – упредить, сохранить, предупредить» – раскрывают мифопоэтические образы древнерусского орнамента, знакомят с основными его элементами. «Земля и небо» (2002), «Узел – древо жизни» (2008), «Философия жизни» (2013).
На творческой встрече с мастером спрашиваю:
– В ваших работах много закодированного текста, как на страницах русской сказки?
– Опираюсь на старинную графику, искусство плетеного орнамента Древней Руси. От Омского политехнического института неоднократно направлялся на стажировку в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) по специальности «Промышленное искусство».
На выставке оживленно. Вот на экскурсию в музей имени М.А. Врубеля пришли воспитанники детских школ искусств (ДШИ) №21, №14. Они бойко задают вопросы мастеру.
– Как вы работаете с компьютером?
– В основном использую компьютер для увеличения или уменьшения созданного мной модуля картинки.
К диалогу подключаются педагоги ДШИ.
– Истоки вашего творчества крепкими узами связаны с традиционной культурой нашего народа, – подмечают они, – и отличаются духовной наполненностью…
– В наше сложное, во многом потерявшее ориентиры время, – говорит мастер, – представляется не просто актуальным, а жизненно необходимым обращение к русской истории, традиционной русской культуре, осознание себя русским человеком, человеком, принадлежащим к великой стране, ощущающим глубину ее истории и величие культуры.
Приведу несколько отзывов об этой выставке.
«Интереснейшая выставка. Хочется стоять и впитывать в себя эти орнаменты, постигать мысли, что витали в голове и душе художника. Теплые живые произведения искусства из дерева и бересты хочется потрогать. Ольга Артемьева».
«Замечательные работы! Напомнило курс палеографии в универе – про иконы, орнамент и письменность. Евгения Кузина»…
Последовательное изучение и работа над орнаментом сделали Павлова уникальным мастером. Его творчество оказалось необычайно востребованным – началась активная выставочная деятельность. Комитет по культуре и искусству Омской области включил его работы в экспозиции выставок «Дни культуры Омской области в США» и «Дни культуры Сибири в Швейцарии».
Персональные выставки художника проходят в крупнейших музеях России. Ряд выставок – совместно с сыном Дмитрием, мастером миниатюрной иконы.
К середине 2010 годов его произведения входят в коллекции музеев России, частные собрания России, Великобритании, Германии, Голландии, США, Франции, Швейцарии, Италии и др.
Эти произведения с узелковой каллиграфией. Узелок завяжется – узелок развяжется.
Ирина ЗЛАТКИНА.
Фото Анатолия АЛЕХИНА.