Забавные дела у нас творятся… После взрыва бытового газа завели уголовное дело на заправщика, который заполнял газовый баллон, ставший причиной трагедии. Не на владельца заправки, который не обеспечил наличие оборудования и обучение рабочих до того уровня, чтобы они не превращали бытовые баллоны в бомбы замедленного действия. Не на местные власти, которые полностью развалили систему газовых участков, имевших опыт работы с баллонами, так что работают с опасными вещами слабо контролируемые частники. Нет – репрессируют заправщика.
Не успели стихнуть разговоры о взрывах и пожарах – новая напасть: морозы.
24 января студентка колледжа, будущий дизайнер одежды Ангелина Паньчугина решила посреди недели съездить из Омска домой, в деревню 18 Партсъезда Андреевского сельского поселения. Благо, что деревня пригородная, езды от автовокзала через все пробки меньше часа. Но от автовокзала автобус №322 с лета не ходит. Омскоблтрансу маршрут не выгоден. Ходит от остановки «21я Амурская». И не автобус, а частная «ГАЗель». Да и то не всегда.
Так получилось и в тот вечер. Девушка ждала свою «ГАЗель», но не дождалась. Поехала на той, что идет до села Андреевка. От поворота на Андреевку – три километра по трассе и еще пять – по развороченной прошлогодним ремонтом дороге до 18 Партсъезда.
Пока дошла до дома, обморозила ноги. Неделя с лишним в больнице.
Теперь ищут «крайнего». «Крайним», скорее всего, окажется владелец «ГАЗели», с которым областной минтранс заключил договор на транспортное обслуживание деревень Андреевского сельского поселения.
Договорто предприниматель заключил, а вот больших барышей маршрут не приносит. Как рассказывают жители деревни, бывает, полный салон набивается пассажиров, а бывает – 1–2 человека. Поэтому «ГАЗели» далеко не всегда доезжают до деревень.
И такая картина – по всей области. Частники стараются сэкономить и не везти 1–2 человек до отстоящих от трассы на 3–10 километров деревень.
По поводу этой дороги депутат Андреевского сельского поселения Раиса Алеева куда только не писала. Три года подряд Омскому району на ремонт пятикилометрового участка дороги выделяют более 50 миллионов рублей. Выделят в августе, проведут конкурс, найдут подрядчика, а тут – зима и морозы, какое строительство? Как выделяют – так и забирают деньги как неосвоенные.
Есть в ситуации и еще одно тонкое место.
Владельцу микроавтобуса, заключая договор, выдали транспортную карту и обязали установить на «ГАЗели» аппаратуру ГЛОНАСС. Однако до сих пор от этой машины никаких данных не поступало. Отследить ее перемещение можно только по телефону, да и то – если верить водителю на слово.
Мало того: в системе ГЛОНАСС нет никаких данных о той маршрутке, что везла Ангелину до поворота на Андреевку! Машина была, а данных о ней – ноль.
Поэтому всю зиму раз за разом повторяется одно и то же. Жители деревни 18 Партсъезда повозмущаются, Раиса Алеева доберется до районной администрации, пошумит – какоето время маршрутка ходит. В районе есть единая диспетчерская служба, Раиса Алеева постоянно туда звонит, требует, чтобы контролировали маршруточников, отслеживали выход транспорта на линию. Только благодаря этому хоть и с перебоями, но «ГАЗели» ходят.
Но самое смешное в этой истории то, что и о дороге, и о проблемах с транспортом в областной администрации знают давно.
22 декабря Раиса Алеева звонила на «горячую линию» губернатора. Получила письменный ответ, который ее некоторым образом шокировал. Оказывается, маршрут №322, мало того, что существует (правда, ходит от 21й Амурской), «не выполнение в декабре текущего года заезда в деревню 18 Партсъезда… обусловлено не личным желанием водителей, а… неудовлетворительными дорожными условиями».
И что, дескать, в первом квартале 2018 года будет «организовано комиссионное обследование дорожных условий». (Это когда? К марту, когда снег начнет таять?)
Второй раз Раиса Алеева звонила на «горячую линию» уже в январе, после каникул. Получила ответ в довольно грубой форме: «Информация передана в соответствующие подразделения. Ждите ответа».
А что жителям деревни тот ответ – им не бумажка нужна, а регулярно ходящий транспорт. И нормальная дорога.
Найти и наказать виновного у нас, наверное, смогут. Водитель поздним вечером высадил посреди трассы в минус 35 молоденькую девушку, причем зная, что до дома ей топать и топать. Понятно, что до деревни 18 Партсъезда и обратно – крюк в 16 км, это время и топливо, и вообще – «сама дура, дома сидеть в такие морозы надо!» Но совесть тоже надо иметь.
Однако те, кто довел до такой ситуации, скорее всего, окажутся как бы и ни при чем. Ни минтранс, который никак не может добиться, чтобы частники поставили на машины ГЛОНАСС и ездили по графику. Ни районная администрация, которая никак не может отремонтировать дорогу до деревни, хотя деньги на это выделяются. Ни предприниматели, которые выигрывают конкурсы, а потом обнаруживают, что маршруты по деревням не дают сверхприбылей, и стараются «явочным порядком» сократить эти самые маршруты до огрызков, заканчивающихся в центрах сельских поселений.
Никто не будет наказан.
А деревни, отстоящие от трассы на пять километров, все глубже и глубже будут уходить в безвременье.
Несколько лет назад я брала интервью у тогда еще любимца Леонида Полежаева вице-губернатора Виктора Шрейдера. Он, обрадованный новым назначением, разоткровенничался, стал рассказывать о своей любви к спорту, которая коренится в детстве. Дескать, от его родной деревни до школы было шесть километров, зимой он эту дорогу пробегал на лыжах, каждый день 12 километров, закалка на всю жизнь…
Правда, было это больше полувека назад.
Сегодня с точки зрения транспортной доступности деревни Андреевского поселения провалились в прошлое на добрые полсотни лет.
– А мы часто так, от Андреевки, своим ходом добираемся, – говорит Раиса Алеева. – Пешком идем или кто-нибудь из соседей едет – подберет. Надеемся на русский авось.
А что людям еще остается делать?
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.