– Что вы хотели сказать заметкой?
– Просто хотел сказать, что агитация должна вестись в соответствии с законом. Все кандидаты должны находиться в равных условиях. Если бы это сделал кандидат от другой партии, написал бы то же самое.
– Ты понимаешь, что зазнался, спустись с небес на землю.
– Но мы же на своих уроках детям говорим о соблюдении закона, о том, что он должен быть равным для всех. А тут налицо использование административного ресурса.
– Ты учитель, вот и занимайся своими делами, в политику не суйся.
– Да я и не суюсь, просто не люблю, когда лезут к нам и не дают работать нормально.
Потом начался просто ор, где меня просклоняли неплохо, да еще и пообещали, что будут следить за моими аккаунтами. После этого я психанул и спросил: может быть, вы еще скажете, чтобы я пошел и проголосовал за «Единую Россию» и отчитался перед вами? Директор сказала: «Да, надо будет – и отчитаешься».
Вечером мне звонили коллеги и говорили, что пост надо удалить. Я пошел в отказ. На следующий день меня снова вызвали к директору, которая спросила: «Вы вообще собираетесь работать?». Получив мой положительный ответ, она сказала: «Пост удали». Я сказал, что это дело принципа. Потом вечером позвонила и сказала уже холодным тоном: «Удаляй». Я его удалил, подумал, что достанется моим коллегам, начнутся проблемы с финансированием. Но на следующий день меня опять вызвали в кабинет, где было сказано, что должен еще удалить записи со своим видением образования, которые писал недели за две-три до этого. Конечно, это все уже взбесило меня и после восклицания: «Может быть, мне вообще не писать?!», завуч произнесла: «Да, вообще не пиши». Директор сказала, что ко мне нет доверия, так как могу детям говорить какие-то вещи (не знаю, какие), которые им не нужны. И что я своими действиями демонстрирую, что являюсь непатриотом своей страны.
Наверное, разные у нас понятия о патриотизме.
Все мои слова о том, что таким отношением нивелируют до уровня плинтуса авторитет учителя (ведь дети все это видят, видят, как нас сгоняют на «добровольные встречи с кандидатами»), остались неуслышанными.
НАЧАЛИ говорить, что в прошлом году не был таким и что меня зомбировали во время поездки в Донецкую народную республику. Что меня там использовали в определенных целях. Ну как меня могли использовать, если ездил к тем людям, которые для меня родными являются, там дедушка и бабушка похоронены?! Это моя земля. Да, я увидел, как там люди живут, как учителя работают…
– А зачем вы ездили в Донбасс? – спрашивают.
– В Донецк поехал, чтобы увидеть своими глазами все, потом ученикам рассказать, так как их это очень интересует. Жил в Макеевке у семьи знакомой, немного помог им деньгами и по хозяйству, которое пострадало. Общался с ополченцами, людьми, которые рассказали свои истории, для меня это важно. 24 года мне. Скоро опять поеду: собирали деньги для адресной помощи нуждающимся.
– Ты об этом говорил руководству?
– Все им рассказывал. Завуч посмотрела как на чумного и выпалила: «Чего ты вообще туда поперся? Это же территория Украины, оно тебе надо? Считай, закон нарушил». Ну я сказал, что это территория Новороссии, и я не могу понять теперь обвинений в том, что я не патриот. Услышала бы эти слова семья, у которой в Макеевке прожил три недели. Думаю, они бы сказали этому завучу правду-матку.
Директор поинтересовалась, поеду ли я еще. Ответил, что зимой собираюсь гуманитарку везти, но мне было сказано: «На каникулах вы будете в школе работать». Кстати, даже вам заочно досталось. Завуч спросила: «А ты с детьми Прилепина читаешь? Он же экстремист и нацбол, на митинги ходит». Это уже было смешно.
На меня начали косо смотреть коллеги, избегать общения со мной. Наверное, чтоб не попали под каток заодно со мной. Не знаю, у каждого свой выбор.
Чтобы моим ученикам не доставалось за меня, я принял решение написать заявление по собственному желанию. Они не должны страдать, не должны страдать их родители. Хочу сказать, что с детишками за год моей работы мы наладили контакт, стали командой. После уроков читали произведения наших писателей, в том числе и ваши, смотрели и анализировали фильмы: Юрия Быкова, цикл Тарковского «Счастливые люди» – даже родители порой захаживали на наши вечера. Все это делал бесплатно, не нужны мне деньги за такие мероприятия.
И вот пришлось уйти.
Радует, что с детьми и их родителями сохранил отношения хорошие. Пишут мне, звонят. Они мне и рассказали, что им посоветовали забыть уроки учителя, в «компетенции которого мы сомневаемся».
Такая история, не нуждающаяся, кажется, ни в каких комментариях.
ТОЛЬКО закончил эту заметку, приходит письмо от одного спортсмена, чемпиона мира, который пытался в одной подмосковной администрации договориться о поставках гуманитарной помощи детям Донбасса: совсем небольшие объемы, администрации это ничего бы не стоило. В ответ чиновники сказали, что никакого Донбасса нет, его вот-вот сольют, и не стоит этим заниматься.
Пытаться вам доказывать, что Донбасс не сольют и не сливают, я не буду.
Хочу сказать только одно: никаких установок чиновникам и директорам школ никто не давал. Это их личные инициативы.
Уж насколько я считаю абсурдной теорию писателя Быкова из романа «ЖД» о том, что русским народом поочередно владеют то хазары, то варяги, но здесь, признаться, она иллюстрирует всё случившееся как нельзя лучше.
С одной стороны, стая крикливых ворон, желающих то поражения, то покаяния русским людям, а с другой – машут совиными крылами люди, лишенные совести, злые, мстительные и неумные.
Даже не знаю, как мы ухитряемся не только выживать, но и побеждать, когда с одной стороны одни клюют в голову, а со второй – другие.
Могут и насмерть заклевать, с них станется.
С каким бы удовольствием иной раз я бы вас за клюв ухватил. Столько терпения надо, чтоб сдержаться.
Тем более что мы всё равно победим. А вы потом придете вручать нам почетную грамоту за сделанную работу. И будете долго трясти руку в рукопожатии. Как же, как же, вы ж за нас болели. Помним, помним.
Захар ПРИЛЕПИН.
«Отечественные записки», №19.