Ч итатели среднего и старшего возраста помнят, что до 2008 года только специалисты знали о том, что есть плата за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО): оно проводилось всегда, но цена его входила в стоимость газа – хоть природного, хоть сжиженного, хоть баллонного. В 2008 году принимается правительственное постановление № 549, по которому без снижения цены газа хоть на копейку ТО ВДГО вводится уже не как коммунальная, а отдельной строкой квитанции как часть жилищной услуги УК. Это чтобы проще взыскать – УК обязана перечислить ежемесячно газовикам круглую сумму вне зависимости: заплатили жильцы или нет.
Но звериная природа капитализма такова, что ему всегда будет мало. И в 2023 году постановлением Правительства РФ № 859, опять же, без снижения цены на ТО ВДГО хотя бы на копейку, из услуги ТО ВДГО выделили услугу ТО ВКГО – техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования, иными словами – газовой плиты, прибора учета газа, газового котла (у кого есть) и трубопроводов между ними. Формальное основание состоит в том, что Жилищный кодекс РФ разделяет перечисленное частное имущество жильца от общего имущества многоквартирного дома – стояка по стене по подъезду до квартиры.
Ясно, что сделано это было в пользу Газпрома, так как в целом по стране абсолютное большинство квартир и домов подключены к газоснабжению именно от подразделений АО «Газпром». Вести же обслуживание ТО ВКГО с 1 января 2024 года имеют право только так называемые ГРО – газораспределительные организации, то есть те, которые осуществляют транспортировку газа до места соединения сети с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования многоквартирного дома.
Сама новая система – форменное издевательство над людьми и здравым смыслом. Вообще, в Омской области действуют четыре ГРО: АО «Омскоблгаз», АО «Омскгазстройэксплуатация», АО «Омскгоргаз» и ООО «Омскгазсеть». Но так как две из них вообще никогда этой работой не занимались, а две других вели ее на ограниченном количестве домов, то по договорам подряда привлекаются те же мелкие ООО и ИП, кто это делал раньше, но под эгидой ГРО. Иными словами, на осмотр плиты придут те же, кто и приходил раньше, но теперь мы платим и тем, и этим, цены за услуги выросли, в том числе потому, что все ГРО работают с НДС, а это одно уже плюс 20% к тарифу.
Но в Омске к этому общероссийскому надувательству, которое, по крайней мере, с формальной точки зрения законно, добавилось «творчество» должностных лиц АО «Омскгоргаз».
Дело в том, что во всех подобных случаях, когда та или иная услуга является обязательной, государство утверждает форму типового договора об оказании этой услуги. Так случилось и на этот раз – Минстроем РФ издается приказ от 29.05.2023 № 388/пр «Об утверждении типовых форм договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме».
И в большинстве субъектов Российской Федерации поступили логично: ничего в нем не меняли – раз Минстроем утвержден.
Людям не нужно бежать в офис газоснабжающей организации заключать договор – если человек в течение 15 дней с момента публикации на сайте текста публичного договора не отказался в письменной форме его заключать либо не прислал свой вариант договора (а равно замечания по тексту), – потребитель считается автоматически заключившим такой договор на предложенных публично условиях.
По крайней мере, не было у людей обязанности куда-то ехать, собирать свидетельство о собственности и т.п. Кто ездил в офис АО «Омскгоргаз» и видел эту толпу в первые месяцы, да и очередь сейчас – поймет, о чем пишу.
Всего этого можно было избежать! Если бы была принята правильная форма заключения договора ТО ВКГО – типовой публичный договор. А представьте, каково инвалидам и пожилым одиноким людям – их кто повезет в этот самый офис?
А законность всего этого мероприятия со стороны АО «Омскгоргаз» с самого начала вызвала сомнения у меня как председателя Общества потребителей в сфере жилищно-коммунального комплекса, так и у других специалистов в сфере ЖКХ.
Во-первых, со стороны АО «Омскгоргаз» типовой договор ТО ВКГО подписывает не генеральный директор (его там давно нет), а конкурсный управляющий москвич И.Н. Минаев, то есть, и это общеизвестно – в АО «Омскгоргаз» происходит процедура банкротства. Причем официальная запись в реестре о том, что юридическое лицо признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, датировано еще 07 декабря 2023 года – то есть, к моменту начала добровольно-принудительного подписания договоров ТО ВКГО оно уже было банкротом так сказать в последней стадии. Сначала еще 02 декабря 2022 года было начато наблюдение (это первая стадия банкротства), когда теоретически предприятие еще может восстановить свою платежеспособность, но этого не произошло.
А конкурсное производство – это завершающий этап процедуры банкротства оно предполагает полную ликвидацию компании должника со всеми возможными последствиями, в том числе исключением юрлица из реестра действующих предприятий. И вот с таким почти потерянным лицом людей убеждают заключать договоры.
А дальше еще интереснее. Согласно п. 2 статьи 124 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», конкурсное производство в отношении организации-должника вводится на срок до шести месяцев, и указанный срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Иными словами, конкурсное производство в отношении АО «Омскгоргаз» должно быть закончено не позднее 07 декабря 2024 года.
Но договоры ТО ВКГО в силу требований пункта 37 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, заключаются на срок не менее трех лет. Прямо так и записано.
Но в течение года с момента начала действия договора ТО ВКГО (самое ранее 1 января 2024 года) – этой конторы не будет в принципе.
Новая государственная организация «Омскгаз», которую создали уже на базе имущества АО «Омскгоргаз», не будет являться наследником (правопреемником) АО «Омскгоргаз», имеющего долги. То есть, в худшем для потребителя случае денежки пропадут как у Буратино в Стране дураков, а в лучшем случае необходимо будет снова топать в новую газовую контору – заключать новую сделку – теперь соглашение о замене стороны в договоре, условиях передачи прав и обязанностей. Вот почему я лично не тороплюсь идти в АО «Омскгоргаз». И другим не советую. Нас явно хотят надуть.
Причем надувает АО «Омскгоргаз» не только в самом факте заключения договоров ТО ВКГО на последней стадии банкротства.
В том же пункте 37 Правил пользования газом указано, что договор ТО ВКГО «вступает в силу со дня его подписания последней из сторон этого договора». Но все омичи, получающие сжиженный газ от АО «Омскгоргаза», получают счета-квитанции на оплату ТО ВКГО с февраля 2024 года вне зависимости от наличия договора. Иными словами конкурсный управляющий совместно с директором центра продаж газа АО «Омскгоргаз» Сергеем Юрьевичем Некурящих, ответственным за расчет, печатание и доставку счетов-квитанций, незаконно взыскивают деньги с потребителей при отсутствии договора.
Ведь известна поговорка о том, что если нельзя, но очень хочется, то можно. Вот и должностные лица АО «Омскгоргаз» взяли, да и в нарушение п. 37 Правил пользования газом изменили условия типового договора ТО ВКГО, утвержденного вышеуказанным приказом Минстроя РФ № 388/пр.
А в Законе «О защите прав потребителей что написано: оказали услугу – потом плати, а не наоборот, как у АО «Омскгоргаз».
Хитрецы из АО «Омскгоргаз», видимо, в надежде, что никто не заметит, добавили в конце пункта еще одну фразу, явно незаконную: «Ответственность за просрочку оплаты предоставляемых услуг возникает с первого числа месяца, следующего за месяцем». Хотя общеизвестно, что в силу требований ч. 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, оплата коммунальных услуг производится в срок до 10 числа следующего месяца, а не до 1 числа. Уж не говорю, что фраза просто юридически безграмотная – непонятно, за каким именно месяцем наступает ответственность.
Наибольшее возмущение вызывает пункт 24, который они вообще придумали сами – такого пункта в типовом договоре Минстроя РФ нет вообще: «Заказчик соглашается с тем, что его персональные данные могут быть переданы Исполнителем третьим лицам». (Заказчик – это мы с вами). В переводе на русский язык – наши данные на основе этого пункта могут быть переданы любым третьим лицам, включая коллекторов. Вот как!
Я был вынужден обратиться в прокуратуру Омской области, и заместитель областного прокурора Д.А. Егоров принял необходимые меры прокурорского реагирования, но АО «Омскгоргаз» не удовлетворило добровольно требования прокурора о приведении текста типового договора в соответствие с законом.
Прокуратура подала в суд иск о незаконности ряда пунктов договора ТО ВКГО АО «Омскгоргаз». Я также принимаю участие в суде. Следующее заседание Куйбышевского районного суда г. Омска (ул. Лермонтова, 61, проезд до глазной больницы) 14 октября в 15 часов, каб. 221. Судья Н.Ю. Захарова будет рассматривать дело № 2–3449/2024. Не забудьте паспорт.
Александр ЛИХАЧЕВ.