Одним из градообразующих предприятий Старого Кировска был Омский крупяной завод (крупорушка). Расположена на берегу Иртыша, что было очень удобно. С разливом Иртыша шелуха вся потихоньку сыпалась вниз по течению. А когда строился железнодорожный мост, рядом с заводом была расположена «Сталь-площадка, была подведена железнодорожная ветка, которая подходила и к крупзаводу.
Жители ближайших улиц – Граничной, Речной, Фабричной – работали на этом предприятии. Поскольку помимо зарплаты работникам регулярно за символическую плату выписывали отходы, многие держали живность.
Не устояла, однако, крупорушка под капиталистическим натиском рынка.
Не грех вспомнить, что в годы войны крупзавод имел стратегическое значение. Продукция непрерывно направлялась на фронт. Бойцы с удовольствием из нее варили кашу. Помогал завод и окрестным жителям. Шелухой отапливались печи частных домов. Шелуху веяли, из 5-6 мешков ее можно было собрать до килограмма сечки, то есть нестандартного ядра.
…Вспоминаю. Отец мой на фронте. Мне три года, брату 7 месяцев. Мать привязывала меня к качалке и уходила добывать пропитание. Веять шелуху. Я, видать, так качнул качалку, что брат вывалился. Мама пришла, а мы оба ревем в два горла…
Я до сих пор ощущаю хруст этой каши, заправленный «ароматным» рыбьим жиром. Она помогала выжить. И когда я окончил 7 классов школы №55, пошел устраиваться на работу на крупзавод разнорабочим. Меня тут же отправили в командировку в деревню Воронцовку Азовского района. Там наша бригада цементировала силосные ямы. Жили мы в амбаре. Кусок рабицы, четыре чурбана и кровать готова. Мешковину набивали соломой – шикарная получалась постель. Работали как взрослые мужики. Разгружали вагоны с просом, лопатили бурты, чистили воздухоотводы. Работа тяжелая, грязная. Затем перешел в бригаду грузчиков откатчиком. Была такая профессия. Я на «самокатке» – это спецтачка – подвозил 70-килограммовые мешки с крупой для погрузки в вагон.
На заводе «Омсксельмаш» получил профессию. Затем армия, после армии устроился на завод «Трансмаш». Окончил школу рабочей молодежи и авиационный техникум имени Жуковского. На заводе «Трансмаш» проработал более 40 лет. Изготавливал танки Т-55, затем перешли на Т-80. Эти машины в данное время успешно участвуют в СВО.
Мне довелось работать и с фронтовиками, и с тружениками тыла. Разница в возрасте была уже тогда значительной. Но о них помнят, о них говорят, им почет, им уважение. А вот о детях Великой Отечественной войны ни слова – нас будто бы и нет. Мы призраки. И пишу я не о себе «любимом», а о своих сверстниках, родившихся перед Великой Отечественной войной, познавших и голод, и холод. И нам это горько и обидно. Наше поколение внесло весомый вклад в восстановление разрушенного хозяйства, многие остались без отцов, но работали мы не хуже взрослых. За что нас так не любит президент? В чем мы провинились? Единственный кто о нас помнит и думает, – это Геннадий Андреевич Зюганов.
Анатолий САНТАЛОВ,
ветеран труда,
омич.