В Ленинграде состоялся обучающий семинар профсоюзного актива в рамках реализации плана деятельности Центра политической учебы ЦК КПРФ. Занятия прошли на базе и по инициативе Санкт-Петербургского горкома партии в тесном сотрудничестве с межрегиональным профсоюзом «Рабочая ассоциация». Сейчас в условиях все сжимающейся экономики работодатель чувствует, что проблем в поиске рабочей силы у него не будет, и начинает наглеть. Все по Марксу: очень хочется получить 300 процентов прибыли, и в первую очередь не за счет инноваций и умелой организации труда, а за счет притеснения работников.
Как противостоять беззаконию и коллективно бороться за свои права, старались научить в городе трех революций. Учебной программой было предусмотрено коллективное обсуждение актуальных проблем профсоюзов, а дискуссии участников семинара затягивались до позднего вечера. Залогом эффективного участия в учебном процессе стал тщательный подбор слушателей, организованный региональными отделениями КПРФ Северо-Западного федерального округа и структурами МПРА. Участниками семинара стали представители рабочего класса, действующие профсоюзные лидеры, а также партийные активисты, ответственные за рабочее движение в своих регионах.
Среди участников семинара – работники и профсоюзные активисты Ленинградского оптико-механического объединения, Ижорского завода, РЖД, Санкт-Петербургского метрополитена, Горэлектротранса, Мурманского морского торгового порта, Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината, Алтайского трансформаторного завода, автомобильных заводов «Фольксваген групп рус» и «АвтоВАЗ» и других предприятий. Кровельщики, сварщики, слесари, электромонтеры, водители, машинисты, электромеханики, комплектовщики, преподаватели, врачи сели за парты рядом с представителями региональных отделений партии, ответственных за работу с профсоюзами и трудовыми коллективами.
Зульфия Мурзина, комплектовщик завода АвтоВАЗ:
– С 2002 года я работаю на заводе, а в профсоюз «Единство» пришла в 2017 году, когда у меня начались проблемы на работе, угрозы начальства, вплоть до увольнения, необоснованные наказания и претензии. Пришлось записать нелицеприятный разговор с начальником на диктофон, но я не знала, что с этой записью потом делать. У нас на заводе достаточно распространены т.н. шмаковские профсоюзы, от них практически невозможно добиться никакой помощи. В группе ВК я узнала о независимом профсоюзе «Единство», позвонила председателю Анне Перовой. Она сразу предложила мне приехать, обсудить ситуацию на профкоме, дала мне очень полезные советы.
Сегодня я точно знаю, могу ли подписать тот или иной документ, имеет ли право работодатель возлагать на меня те или иные обязанности, где и какие преференции положены работнику. А главное, руководствуясь установками профкома «Единство» и с его непосредственной помощью удалось улучшить условия труда: отрегулировать отопление на рабочем месте, поставить более качественный свет, отбиться от добровольно-принудительных дополнительных работ, незаконно навязываемых руководством, в суде удалось добиться дополнительных дней отпуска.
– Что вы посоветуете людям, которые сомневаются в необходимости активной деятельности в рамках профсоюзной организации?
– Ищите независимые профсоюзы сразу, как придете на работу, а не тогда, когда начнутся проблемы. И поверьте, проблемы будут. Не бойтесь, объединяйтесь и боритесь.
Сергей Белых, водитель автопогрузчика. Кондопожский ЦБК:
– Семь лет назад мы всей бригадой вышли из карманного профсоюза. От них никакой пользы. Ни малейшей. Я не являюсь членом профсоюза, но прекрасно понимаю, что отстаивать свои права и права своих товарищей в коллективе нужно подготовленным, именно поэтому я здесь. Я смогу правильнее и настойчивее, опираясь на профессиональные знания и поддержку выдающихся специалистов из МПРА, выстраивать свою стратегию в отношениях с руководством, дополнительные знания помогут грамотнее добиваться положенного нам по Трудовому кодексу.
– Вы работаете пятидневку или посменно?
– Посменно, четыре утренних, четыре вечерних, четыре ночных восьмичасовых смены через день. Потом два выходных. Тяжелейший график, так можно полностью разрушить свое здоровье. Но завод – это мой дом, я работаю там с 19 лет. И не мыслю себя без своего предприятия, там работали и мои родители.
Семен Макогонов, Омск. Механик лифтов. Профсоюз МПРА:
– Я человек левых взглядов, мои родители научили меня критически смотреть на окружающий мир. Часто я сталкивался с невыплатой зарплаты, с неоплаченной «сверхурочкой». На протяжении времени от нулевых и до сегодняшнего дня я видел, как меняется атмосфера на предприятиях, ухудшается взаимодействие руководителей младшего и среднего звена с рядовыми работниками. Увеличивается расслоение по доходам…
К сожалению, подавляющее большинство работников идет в профсоюз, когда «жареный петух клюнет», а до этого «моя хата с краю». Но медленный рост солидарности трудящихся я все же наблюдаю. Это долгий процесс, который, возможно, займет годы, но главное, что движение началось.
Да, пусть сегодня профсоюзы еще не «школа коммунизма», но, вне всяких сомнений, уже школа справедливости. Ленинградские профсоюзы в нынешнее непростое время ведут свою кропотливую работу не только на производстве, защищая рабочих Балтийского завода от QR-безумия и спасая от закрытия легендарный Ижорский завод. Они мужественно отстаивают уникальную Пулковскую обсерваторию, борются за сохранение независимости Российской национальной библиотеки, решительно выступают против застройки зеленых зон – Шуваловского леса, Муринского парка, сквера в Кузнечном переулке, сноса и разрушения исторических зданий – дома Лермонтова, здания ВНИИБ, корпусов «Красного треугольника». Есть уверенность, что эта профсоюзная борьба за справедливость есть важнейший залог новых, более масштабных и серьезных будущих побед пролетариата.
Алексей ФИЛИППОВ.
«Советская Россия».
Как организовать профсоюз? Каковы основные направления профсоюзной деятельности сегодня? Как защитить свои права, если работодатель их нагло попирает? Можно ли научить профсоюзной деятельности в принципе? Эти вопросы, которые, безусловно, сложны и многогранны, сегодня как никогда актуальны для левого и рабочего движения.