На учителей, школяров и их родителей буквально обрушилось дистанционное обучение
Чиновники уверяли, что в Омской области все готово к такой системе обучения, и педагоги справятся, и дети будут в ногу с программами идти. Справедливости ради сразу заметим, что с проблемами удаленки столкнулись не только омичи и все россияне, но и системы образования многих стран.
Оборудование? Какое?
Утверждение, что все готово, меня, например, сразу, мягко говоря, удивило. Разве омские чиновники не в курсе, что во многих районах области поймать стабильный интернет – проблема. Еще года три назад фельдшер Саргатского района в интервью нашей газете говорила, что отказывается работать в новом ФАПе еще и потому что нужно каждый день пересылать по электронке итоги дня, а чтобы выйти в «паутину», нужно 3–4 часа потратить. А для дистанционного обучения нужен не просто стабильный, но и высокоскоростной интернет.
Почти все образовательные учреждения областного центра выбрали образовательные платформы «Дневник.ру» и «ЯКласс». И они не выдержали нагрузки. Из-за перегрузки рушились сайты, поддерживающие связь между учеником и учителем, хотя педагоги пытались с этим справиться. При этом чиновники, наверное, не в курсе, что основная масса населения области живет на грани нищеты, и далеко не у каждого ребенка есть собственный ноутбук, планшет или смартфон, чтобы участвовать в дистанционном обучении. А если школьник в семье не один?
Читательница Надежда Максимовна:
– У меня трое детей: один сын в 7 классе, другой – в 4м, а дочь – во 2м. И это полный треш. У меня просто уже взрыв мозга. Я после карантина поеду в дурку.
Еще одна мама третьеклассника:
– У нас в семье один компьютер. Я сейчас выполняю работу на ПК из дома. Ребенок сам не смог бы найти на платформе «Дневник.ру» необходимые вкладки, ссылки, скачать презентации. Уроки делали с утра до 15 часов. А когда делать свою работу на удаленке?
Евгений:
– В школе, где учится сын-семиклассник, в первые дни тоже пытались провести онлайн-уроки. Это оказалось очень сложно. Система зависала. Ученики не успевали скидывать задания вовремя. Теперь присылают видеоуроки. Задания просят фотографировать и присылать учителям. Сразу появились оценки. Некоторые учителя начали с повторения. А другие сразу завалили заданиями на 3 дня вперед под девизом: «надо наверстывать упущенное».
В общем, взаимосвязь наладилась не сразу. Гдето стали использовать тесты, онлайн-уроки, размещенные на различных ресурсах, электронные учебники, индивидуальные задания. Но как почитаешь родительские чаты – им не позавидуешь: формы контроля выполнения заданий съедают не меньше времени, чем выполнение самих заданий.
Мария Петровна:
– У нас началка – 3 класс. Ребенок не глупый, учится хорошо. Но замучилась фотографировать, записывать аудио и отсылать учителям.
Анна:
– Дочке-пятикласснице по физической культуре задали доклад сделать – прыжки в высоту ножницами. C картинками.
И дети, выполняя уроки на удаленке, сидят за мониторами часами. А согласно требованиям
СанПиН, общее время непрерывной работы за компьютером не должно превышать нормы: в 1–2м классе – 20 минут, 4м – 25 минут, 5–6м классе – 30 минут, 7–11м – 35 минут.
Родитель
вместо учителя?
Елена:
– Уроков на день задано, как на неделю. После работы нет сил сидеть и разбирать сначала темы, потом проверять и помогать делать уйму заданий. Ужасно. На работе аврал, дома аврал.
Кто-то уже осуждает возмущенных родителей. Но родитель – не учитель! Разве каждый был в школе отличником и понимал все темы? Да и учились родители по другим программам, а в сегодняшних не каждый-то и разберется. И если старшеклассники с заданиями, может быть, и справятся, то как с младшими?
Олег:
– Дистанционка и начальная школа – это вещи несовместимые. Заданий много, объяснять все ребенку приходится родителю, а мы не имеем педагогического образования.
Гульнара:
– У меня двое школьников. У младшего, он в третьем классе, случилась настоящая истерика. Я ничего не могу понять, а он плачет взахлеб. Он сделал на компьютере домашнее задание по карточкам, нажал кнопку «отправить», после все зависло и выдало ошибку.
И учителям не легче
Светлана Григорьевна:
– Время 23.00, а я только закончила писать родителям, ученикам. Давала инструкции, забивала таблицы администрации. А начала в 9 утра. Голова и глаза болят от компа, звонков. А никто даже и не подумал, что у нас есть семья, дети. Что мы обычные люди, которые хотят поесть (иногда), посмотреть телевизор, быть в курсе новостей.
Наталья Алексеевна:
– У нас с завтрашнего дня ВСЕ ученики с 5го по 11й класс должны отправлять домашнее задание на один адрес электронной почты. Один для всей школы. Как будем все это разгребать?
А еще есть возрастные учителя, они очень хорошие, но никогда не работали дистанционно, через компьютер, и им тоже очень тяжело, для них это настоящий стресс. А результат с них будут спрашивать в любом случае. От учителей требуют невесть чего и тоже держат в постоянном стрессе, и они, зажмурившись, кидаются заданиями, которые нашли в своих папках и файлах. Сделать дистанционные курсы (с видеоматериалами) так быстро качественными невозможно, даже в лучшем случае – это говорящая голова учителя.
Советы психолога
Психолог Людмила Петрановская в онлайн-лекции на проекте Family3 рассказала, как грамотно подойти к обучению на дому и почему не стоит пытаться сделать больше возможного.
– Спокойно принимайте факт, что все дети сейчас просядут с учебой. Не надо требовать, чтобы дети делали абсолютно все любой ценой. Если они просто слушают уроки и делают какую-то часть из того, что присылают – достаточно. Давайте снижать градус требований и градус переживаний. Речь идет практически о двух месяцах, еще будет время все наверстать и повторить. Более того, я рекомендую следующее: если школьник учится из дома, а родитель должен работать (ходить на работу или работать из дома), сообщите учителю, что ребенок будет учиться сам, как сможет, вы же можете только создать ему рабочее место и кормить. Вы понимаете, что это может привести к снижению объема знаний и оценок, но вы не в претензии к школе по этому поводу.
Мне кажется, важно, чтобы родители оставались спокойными сами и успокаивали своих детей, объяснили им, что это такие новые условия жизни и под них на время придется подстраиваться.
А это первые выводы
Согласно данным опроса образовательной компании Maximum Education, 91% российских педагогов уверены, что удаленное обучение не дает тот же эффект, что и занятия в классе. Среди главных проблем преподаватели назвали нехватку у детей компьютеров, плохой интернет или его отсутствие, недостаток цифрового опыта и большое разнообразие платформ (в интернете), предназначение которых не вполне ясно. Исследование также показало в целом недоверчивое отношение к дистанционному обучению, как со стороны родителей, так и со стороны самих учеников. Почти 40% мам и пап считают онлайн-занятия каникулами, а 67% детей мечтают поскорее вернуться к привычной системе и очным урокам.
Татьяна ЖУРАВОК.