Олег Смолин: интервью газете «Красный Путь»
– Олег Николаевич, почему, на ваш взгляд, в массе рассматриваемых в Госдуме законопроектов большую часть занимают вопросы образования?
– Вопросы образования, действительно, одна из главных тем думских дискуссий. И причин тому две.
Первая – национальная безопасность. Очевидно: без образования нет ни науки, ни высоких технологий, ни космоса, ни обороны. А в последнее время в мире развернулась острейшая борьба за «человеческий капитал».
По данным кудринского центра стратегических разработок, с 1990х годов из России уехали около 18 миллионов человек. Для сравнения: после страшной гражданской войны прошлого века – 3–4 миллиона. Не случайно Герман Греф заявил: вывоз человеческого капитала из России по своим катастрофическим последствиям превосходит вывоз капитала обычного. Справка: за послесоветское время из страны было вывезено около двух триллионов долларов. Сколько же мы потеряли от «утечки умов», для которых власть не создала нормальных условий?
Причина вторая – кадры, которые, как известно, решают все. Слава богу, во фракции КПРФ есть кому писать законы в области образования и отстаивать их в парламенте и обществе. Но об этом ниже.
– Какие процессы, происходящие в образовании сегодня, будут, на ваш взгляд, иметь далеко идущие негативные последствия?
– Чтобы перечислить такие процессы, не хватит целой газеты. Назовем лишь некоторые.
1. Экономия на детях и студентах. По сравнению с советскими временами, финансирование образования в 1990х сократилось в восемь раз. После этого до 2012 года росло. Затем опять сокращалось. В итоге сейчас в реальных деньгах образованию дают, по крайней мере, вдвое меньше, чем было в советский период. Большинству школ, вузов, детсадов и особенно учреждениям дополнительного образования денег ни на что не хватает.
Между прочим, за антисоциальный и антиобразовательный бюджет 2018 года в Думе проголосовали не только единороссы, но и ЛДПР.
2. Низкий статус педагогов. По данным Общероссийского народного фронта, в 75 регионах России из 85 майские указы президента в части оплаты учительского труда не исполняются. При этом средний учитель работает на полторы ставки. А разница в оплате педагогического труда между регионами почти достигла пяти раз. Где равная оплата за равный труд? В итоге только за один учебный год количество педагогов, довольных своим положением, сократилось вдвое: с 42 до 22 процентов.
3. Ограничение доступа к высшему образованию. В советский период на 10 тысяч населения приходилось 220 студентов, которые учились бесплатно. Сейчас таких студентов 130 – на 40 процентов меньше! Остальным приходится платить, и это снижает и без того нищенские пенсии и заработные платы.
4. Безумная бюрократизация. По данным думского комитета по образованию, каждое учебное заведение ежегодно в среднем заполняет 300 отчетов почти по 12 тысячам показателей. Согласно международным исследованиям, российский учитель оказался мировым рекордсменом по количеству времени, которое он тратит на бумаги, отчеты и другую бессмысленную и вредную работу. Не случайно директор школы на наших слушаниях сформулировал новый принцип образовательной политики: «Дети! Уйдите из школы. Не мешайте реализовать закон об образовании!»
5. Катастрофическая ситуация со здоровьем школьников. Согласно данным академических институтов, более 60 процентов детей школьного возраста имеют серьезные проблемы с физическим здоровьем. Еще хуже со здоровьем психическим. По данным главного психиатра России Зураба Кекелидзе:
60% дошкольников страдают психическими аномалиями;
аналогичный показатель среди школьников – 70–80%.
6. Перевод вузов на англо-американские стандарты – болонский процесс. Власти применили его так тупо, что во многих случаях он превратился в болванский. Не случайно ректор МГУ В.А. Садовничий недавно признал это решение ошибкой и предложил вернуться к классической советской системе.
Страна уже испытывает острую нехватку кадров по многим инженерным специальностям, нехватку врачей и педагогов, особенно на селе. И это не только из-за денег, но во многом из-за бездумного следования иностранным образцам.
Итог – угроза нарастания отсталости страны. Между прочим, даже В.В. Путин назвал эту угрозу главной. Но не объяснил, почему в 2008–2016 годах наша экономика «росла» (скорее – ползла) по 0,2% в год, а в 2017 году прибавила менее 2%, тогда как рост мировой экономики – по 3,5% в год. Это все равно, что на кобыле догонять современный автомобиль.
– Какие значимые законопроекты в области образования вам удалось «продавить», а какие единороссы «списали в архив»?
– Политической оппозиции, как правило, трудно подготовить фундаментальные законы. Они требуют высокой квалификации и больших денег. Например, разработка действующего закона об образовании обошлась бюджету более чем в миллиард рублей. Мы наши законы готовим, что называется, на энтузиазме. И если бы не мой и моего помощника многолетний опыт в этой области, такие законы бы не появились.
Именно этот опыт позволил дважды вносить фундаментальные законопроекты: «О народном образовании» и «Об образовании для всех». Первоначально они вносились четырьмя профессорами, среди которых два академика: академик Алферов; профессор Зюганов; профессор Мельников и автор этих строк. И это не считая более 90 законов и законопроектов об образовании, подготовленных мною за время депутатской работы. В этих законах предложены не просто частные улучшения, но принципиально иной курс образовательной политики. Каждый законопроект обсуждался в бурных парламентских дебатах, и по каждому мы давали настоящий бой представителям партии власти.
И хотя большинство наших законов ею провалены, действие некоторых педагоги чувствовали и чувствуют многие годы. Среди них:
пенсия за выслугу лет (досрочная пенсия) для тех, кто имеет 25летний стаж и работает в учреждениях для детей (хотя правительство всячески урезает круг получателей);
25процентная надбавка для педагогов на селе (хотя теперь ее стараются растворить в так называемых новых системах оплаты труда);
право за счет бюджета повышать квалификацию один раз в три года;
сохранение и расширение возможностей поступления в вузы для абитуриентов с инвалидностью;
наконец, сам принцип, согласно которому зарплата в школах, детсадах и учреждениях допобразования детей должна быть не ниже средней по региону, а зарплата в вузах – не ниже двух средних. Правда, мы требовали, чтобы такая зарплата привязывалась не только к средней по региону, но и к средней по стране, и выплачивалась за одну ставку, а не за полторы, как сейчас.
Печально, что единороссы дважды отклонили наши фундаментальные законы, в которых были собраны практически все требования педагогов, родителей, студентов и профсоюзов. Чего мы добивались, каждый желающий может узнать, зайдя на сайт www.smolin.ru и посмотрев сравнительную таблицу действующего законодательства и наших предложений (поиск по сайту: Главная Общероссийское движение «Образование – для всех» (ОДВ) Резолюции, обращения, рекомендации Два законопроекта – две концепции образовательной политики).
Многократно отклонялись также наши законы:
о добровольности единого госэкзамена;
о запрете на ликвидацию сельской школы;
о запрете на ликвидацию или реорганизацию учебных заведений без согласия законодательных органов, в ведении которых они находятся:
вузы – без согласия Госдумы,
техникумы и колледжи – без согласия Законодательных собраний регионов,
школы, детские сады и учреждения дополнительного образования – без согласия представительных органов местного самоуправления. И т.д., и т.п.
В заключение о главном.
В стране и мире продолжается борьба двух направлений образовательной политики: элитарного (качественное образование – для богатых и управляющих) и социального (качественное образование – для всех).
Первое направление обычно не провозглашают, зато реализуют на практике:
за послесоветское время количество школ сократилось на 28 тысяч, причем большинство из них закрыли на селе;
количество государственных вузов только за 2014–2017 годы уменьшилось на 17%, а их филиалов – более чем вдвое;
в реальных деньгах студенческая стипендия сократилась в вузах – примерно в шесть раз, в техникумах (ссузах) – почти в 15 раз;
ставка начинающего учителя в Омской области – почти в 2,5 раза. И т.д., и т.п.
Министр образования и науки Ольга Васильева, придя в правительство, предложила много хороших идей. Однако затем ей, видимо, дали понять: свобода министра ограничена курсом правительства. А правительство менять курс не собирается.
Социальное направление в образовательной политике выражается в наших законах и законопроектах, а на практике я наблюдал его в школе, которую на деньги совхоза им. Ленина построил Павел Грудинин. Много раз бывая за границей, такой школы не видел ни разу. Для детей там есть все: от суперсовременных кабинетов и мастерских, где создают роботов, до телестудии и прекрасных помещений для отдыха. Но самое главное – для детей все это бесплатно, включая всю систему дополнительного образования.
Между прочим, два с лишним миллиарда рублей, которые потрачены на школу, могли бы сделать Грудинина миллиардером. Но он предпочел отдать их детям. Знаю людей, которые из центра Москвы переселились в совхоз им. Ленина для того, чтобы учить детей в такой школе.
Две с половиной тысячи лет назад Сократ произнес знаменитую формулу: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».
Современная образовательная политика многим светить не дает. Она нуждается в новом курсе.