Соль оказалась в дефиците
Искусственный дефицит соли уже вызвал рост цен.
А если у нас и леса для спичек не хватит?
Вот где уж точно России удалось добиться реального импортозамещения, так это в добыче и производстве соли. Очень актуальный показатель, поскольку в кризисное и, не дай бог, военное время, этот продукт традиционно входит в обязательный набор под первым номером – в первую очередь люди запасаются солью, спичками, сахаром, мылом…
Но и здесь мы умудрились споткнуться: из-за транспортных неувязок в январе-феврале начались перебои с поставками соли в российские торговые сети, цены моментально отреагировали. А, напомним, постановлением правительства РФ с 1 ноября 2016 года соль внесена в перечень продуктов, запрещенных к ввозу в Россию из стран, которые ввели санкции против РФ.
«Руссоль», крупнейший производитель соли в стране, объединяющий три мощнейших солевых месторождения – Илецкое, Баскунчакское и Усолье-Сибирское, объявил о готовности полностью заместить весь объем импорта, который поступал в Россию, и дополнительно обеспечить поставки соли за рубеж. И вот теперь оказалось, что из-за нехватки локомотивной тяги у ОАО РЖД компания в январе не смогла отгрузить около 20% соли, что привело к снижению запасов у потребителей. В первую очередь, разумеется, у российских. Дошло до того, что директор «Руссоли» Сергей Черный обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию. Как отмечается в письме, копией которого обладает «КоммерсантЪ», в ОАО РЖД сложности объясняют поломками локомотивов, несвоевременными ремонтами, нехваткой людей и запчастей.
Пока правительственный аппарат разбирается, кто прав, а кто виноват, цены отреагировали мгновенно. Но с чего соли расти, если для этого совсем не сезон – огурцы и капуста давно в домохозяйствах засолены? А с того, что и торговые сети, и покупатели буквально кожей ощущают малейшую вероятность возникновения дефицита, за которым неизбежно следует подорожание.
Ведь дефицит у нас в стране может возникнуть буквально на ровном месте – даже при огромном избытке. Как сейчас, когда солевых запасов и добытой, обработанной соли хватает, чтобы и всю страну обеспечить, и еще на «посол» половины мира останется. На перевозку соли по стране просто не хватило вагонов.
– Государство должно четко демонстрировать готовность в любой момент провести интервенции в любом важном сегменте товарного рынка – это отобьет охоту у спекулянтов создавать искусственный дефицит, чтобы взвинтить цены, – считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. – Стоимость этого продукта сравнительно копеечная. Такая его цена не интересна правительственным чиновникам, которые предпочитают заниматься тем, что для них более выгодно. Ну а что тут – соль, которая стоит сравнительно недорого. Поэтому и проблема с ней, может быть, никому из чиновников не интересна, чтобы время тратить на ее решение. А ведь могли бы запросто решить. Тем более что есть система Госрезерва для таких продуктов первой необходимости. Здесь можно все спланировать заранее. Это же не какой-то сложный процесс.
К сожалению, вся эта система госрезервирования продуктов первой необходимости у нас как-то слабо применяется. Ее применение можно было бы расширить. Государство может и должно иметь запас определенных продуктов. Более того, государство может и не иметь запас, а анонсировать товарные интервенции, как вот Центральный банк делает – ему не всегда даже надо тратить валюту на поддержание курса, поскольку только сам факт существования этой возможности уже останавливает игроков против российской валюты.
«СП»: – А эти товарные интервенции правительства не завязнут в проблемах, на которые традиционно ссылается РЖД – то локомотивов не хватает, то вагонов?
– Эта система использования госрезерва могла бы находиться в постоянной координации с РЖД. Только она не должна информировать широко – где, чего и сколько находится. И это как раз и будет являться страховкой от того, чтобы некоторые производители и торговцы не химичили, не пытались создать искусственный дефицит, ажиотаж и, соответственно, вытекающий отсюда рост цен. Даже не нужно будет закупать товары в резервы.
А надо установить практику договоров с производителями, что какую-то часть их продукции – теоретически, в перспективе, в случае необходимости – могут закупить. И тогда, вероятнее всего, эти закупки делать не потребуется – наличия таких договоров будет достаточно, чтобы существенно повлиять на товарный рынок. В принципе, конечно, с РЖД должен быть соответственный контракт, договоренности. Это же не просто монополия, а государственная структура. Правительство, обладающее контрольным пакетом акций РЖД, вполне может устанавливать общие принципы работы этой монополии.
«СП»: – Но тогда железнодорожный монополист сразу же вспомнит о том, что работает в условиях рыночной экономики…
– Конечно, это акционерное общество работает в рыночной среде, но оно же не обычный монополист. Нельзя позволять монополисту, да еще и с государственным контролем, работать на полных рыночных условиях. Это не нормально. На рыночных условиях должны работать те, кто на самом деле является рыночным и работает в рыночной нише.
Вот им не надо указывать, они сами работают – на свой страх и риск. А РЖД, во-первых, АО с госконтролем, а во-вторых, является монополистом в своей нише. Поэтому его деятельность должна особым образом регулироваться, в первую очередь, Федеральной антимонопольной службой. Но, к сожалению, мы не видим этого механизма взаимодействия государства с ключевыми, естественными монополиями, которые должны находиться под государственным контролем.