Детсад, где работает Т.Ю. Лиховцова, комбинированного вида, туда ходят дети с нарушениями речи. И вот на фестивале младшая группа этого сада стала лауреатом 1-й степени, а ребята старшей группы получили диплом лауреата 2-й степени. Наблюдая, как Татьяна Юрьевна переживала за своих питомцев, я решила, что нельзя такой шанс упускать, и напросилась в гости.
Педагог по призванию
Добротный комплекс, построенный полетовцами в советские времена, находится на окраине Чкаловского поселка. В предновогодней суете график у музыкального руководителя очень плотный, и мы беседуем в большом светлом зале в перерывах между репетициями разных возрастных групп.
– Детские сады уже давно включены в систему образования. Мы являемся ее первой ступенью и готовим детей к школе, а вот к педагогам нас почему-то не относят, – с грустной улыбкой подмечает
Татьяна Юрьевна. – Судите сами – есть День учителя, а есть День воспитателя и дошкольного работника. Отмечают его 27 сентября. Вы не в курсе? Вот и родители тоже. И как ни крути – обидно. Заканчивала-то я музыкальное педагогическое училище №3, получила квалификацию «музыкальный воспитатель, учитель пения» и уже почти 40 лет работаю в детском саду.
Вопроса, какую выбрать профессию, перед юной Танечкой не стояло. Мамина сестра, Нина Александровна Каплунова, всю жизнь посвятила детям, обучая их музыке в детсаду и музыкальной школе. И увлечь в волшебный мир искусства свою одаренную племянницу для нее труда не составило. В результате – ни одного дня без песни, без детских «почему», их доверчивых сердечек и распахнутых глаз.
Сегодня у Татьяны Юрьевны столько дипломов различных конкурсов и фестивалей, что пора уже архивный шкаф заводить. Почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса педагогических работников муниципальных учреждений города Омска «Призвание», лауреат муниципального конкурса профессионального мастерства педагогов ДОУ «Солнечный круг», победитель конкурса лучших педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы – все и не перечислить.
Монолог о профессии
– Многие считают, что музыкальный руководитель – это такая тетенька, что сидит за пианино и поет песенки, – говорит Татьяна Юрьевна. – Но детсад не просто сохраняет деток, пока родители трудятся, это учреждение, воспитывающее и обучающее. Ребенка с тяжелыми нарушениями речи порой даже собственная мама не понимает. А петь легче, чем говорить. Занимаемся первый год, второй – и вот уже малыш все буквы выговаривает. А танец? Он помогает овладеть движением под музыку и наслаждаться этим. А если музыкальный руководитель хорошо поет, владеет художественным словом, то дети вместе с ним становятся артистами.
Музыка помогает раскрыть их сердца навстречу добру. Выбирая произведения, мы приобщаем маленького гражданина к общечеловеческим ценностям, учим любить Родину, разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Для меня как педагога главное, чтобы ребенка не покидало желание творить. Хвалишь, поддерживаешь, стараешься, чтоб на всех мероприятиях каждый чувствовал себя не гостем, а участником.
Много труда каждодневного – чего стоит только утреннюю зарядку с 11 группами провести! Но самое хлопотное и увлекательное – подготовка праздничных утренников. Здесь важна и слаженная работа коллектива, и связь с родителями. Всегда мы благодарны тем, кто помогает, например, шьет костюмы.
Утренник – полноценный спектакль, причем повторяться не люблю: это не интересно ни мне, ни детям, ни родителям. В спектакле важно все: художественное слово, танцы, декорации, освещение, технические эффекты, фокусы. Дети-то сегодня продвинутые, воспитанные на компьютерных играх и 3D-мультиках. Вот изобретаешь – то ведра сами ходят, то сундук с подарками вдруг засиял, а вот Емелина печь у нас в дверной проем не проходит, так она превратилась в современную – газовую.
Тут монолог прервался – новая группа в зал пришла репетировать. Чем больше человек отдает профессии, тем больше творческих планов. Посмотрела я видеозапись новогоднего утренника Т.Ю. Лиховцовой за прошлый год – сказка «Морозко» на новый лад. Все ребятишки с восторгом участвуют, действие закручено так, что с интересом ждешь – что же там дальше. Красочно, ярко, волшебно целых полтора часа. Кремлевская елка отдыхает. Просто фантастика!
Откровение
– Бывает, так устанешь, кажется, сил нет, но заходит другая группа в зал, начинаешь с детками работать, и усталость уходит куда-то на второй или даже на третий план. Вспомнишь о ней потом, когда вечером ноги гудят и голос подсел. Если любишь свое дело, возраста не замечаешь, а работая с детьми, остаешься всегда молодой.
Откроем еще один секрет: чтобы идти в ногу со временем, Татьяна Юрьевна самостоятельно освоила сложные компьютерные программы, сама сделала и ведет сайт детсада. Интернет помог ей найти сподвижников в других городах и странах. Так, песня «Частица души», прозвучавшая в юбилейные летние дни на «Обком-ТВ», написана в содружестве с композитором из Подмосковья Лилией Кнозоровой, а аранжировку писал под бомбежками в Донецке бывший омич Юрий Николаевич Елаш.
Единомышленники
Понятно, что один в поле не воин, значит, в детсаду №194 коллектив объединяет общая цель. Опора и поддержка во всех начинаниях – заведующая Майя Алексеевна Падерина. А приняла она бразды правления от заведующей Татьяны Ивановны Прыгун, которая кропотливо занималась формированием коллектива. Преемственность очень важна, считает моя собеседница, когда сохраняются лучшие традиции, работается легче. С таким руководителем, как Майя Алексеевна, ничто не мешает реализовывать творческие планы. В садике есть вокальная студия, ведут которую Т.Ю. Лиховцова и Ирина Александровна Гончарова. Дети занимаются и в танцевальном кружке «Горошинки».
А сколько талантливых людей в коллективе! Настоящими артистами стали воспитатели Наталья Леонидовна Кириллова, Алена Анатольевна Рыбалко, Ирина Викторовна Иванова, логопед Марина Александровна Савенко и другие.
– Если скажут завтра, что нужно выступить на конкурсе, – смеется Татьяна, – мы – всегда готовы!
Поддерживаю Олега Смолина
Отшумела детвора на бесконечной репетиции, и мы, устроившись на стульчиках, говорим о том, что у педагога наболело:
– Чтобы труд был качественным, надо платить достойную зарплату. Тогда будет смена поколений, в детсады придут молодые кадры. Сегодня очередь из свежеиспеченных дипломированных специалистов у наших дверей не стоит. Почему? Потому что базовый оклад у нас символический. Работать молодым предлагают за идею, за далекую перспективу – «когда ты станешь специалистом». А те средние зарплаты, о которых отчитывается на голубых экранах руководство различных уровней, складываются из изобретенных чиновниками баллов. Молодой сотрудник на первом этапе карьеры обычно набивает шишки и нарабатывает опыт, а ему (в детском саду, как правило, – ей) нужно строить свою семью и содержать ее.
Считаю, что прав Олег Николаевич Смолин, борясь за отмену так называемой балльной системы и за достойную оплату труда педагогов. Нам приходится зарабатывать баллы, участвуя порой в таких конкурсах, на которые представляются одни бумаги – документы и таблицы. Без участия в них меня не аттестуют, не добавят баллы, и я, преподаватель высшей категории, буду получать наравне с нянечкой 7 тысяч рублей (заметим, что тоже смехотворная плата за труд в условиях кризиса и инфляции. – Авт.).
А сколько пишем бумаг?! Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, каждый детсад и каждый его воспитатель составляют свою программу. Над чем при этом работают различные институты и центры образования, не понятно. У меня пять возрастных групп развития – пять документов, плюс программа развития музыкального руководителя. Когда к 1 сентября я распечатала свои наработки, получилось 2000 страниц! Зачем эта бумажная круговерть? И разве у каждого воспитателя есть дома компьютер и принтер? И, наконец, самый главный вопрос: если бегать по конкурсам, подавая на них заявки и документы, писать программы и планы в таком количестве, то когда же заниматься детьми?
Самая большая награда
К учителям, даже спустя много лет, нередко приходят выпускники, а воспитателей – своих первых наставников – чаще всего забывают.
– Однажды, – говорит Татьяна Юрьевна, – дошла до меня весточка. Бывший мой воспитанник, учась уже в пятом классе, написал сочинение «Колокольчик моего детства», и там были примерно такие слова: «У нас в детском саду была музыкальный руководитель, ее голос как серебряный колокольчик ведет меня по жизни». Это для меня самая большая награда.
Что тут добавить? Хорошо, что, несмотря на антинародную реформу образования, нацеленную на формирование работников с узким кругозором, зависимых от работодателей, а не самостоятельно мыслящих граждан, реформу, упорно проводимую единороссовским правительством, у нас еще есть такие педагоги. А значит, пока еще не совсем потеряны для будущего России подрастающие поколения.
Татьяна ЖУРАВОК.