Первая декада нынешнего года выдалась не только праздничной, но и грустной. Нет, не в том смысле, что не хватало радости от общения с родными и близкими, даже не от стыдливо проанонсированного властью повышения цен. Более всего омичей в новый год «нахлобучил» транспорт. Тот, что муниципальный, в котором цены на проезд, смикшированные всякими социальными «ништяками», выросли почти на треть.
Первый удар по разуму случился в автобусе, когда я, как истинный джентльмен, попытался рассчитаться за даму по безналу – банковской картой МИР. Смог, но только за себя. Дама оказалась – заяц! Ридер замер и не откликался на мою готовность заплатить за проезд по полной. Дальше ехали и проверяли после двух, трех, четырех оплат – на этом маршруте банковская карточка больше не реагировала. Позже, с другим кондуктором, пытался выяснить эту коллизию – но та, добрая женщина, уставшая от таких, как я, сказала: «Обращайтесь к тем, кто эту… инновацию, придумал!» – и заметила, что люди заходят семьей, хотят с банковской карточки заплатить и… Часть из них, менее совестливых, едет бесплатно, а остальные платят за семью по полной – по 30 рублей с лица.
Более того, как отметил на первой пресс-конференции г-н Вялков, который руководитель департамента транспорта администрации Омска, в городе закончились транспортные карты для пенсионеров. По его словам, сработал синдром дефицита:
– В одной из точек я видел, как дама купила 5 карт. Я спросил: «Зачем?» Она говорит: «Чтобы быть уверенной в будущем». К тому же карты подешевели.
Но создается впечатление, что чиновника понесло: транспортные карты – товар не совсем обезличенный. К ним и пенсионное удостоверение нужно.
И сам главный по омскому транспорту на той же пресс-конференции обнажился: «По словам разработчиков системы, на внедрение «удобного маршрута» требуется до шести месяцев, а мы ее внедрили за месяц. Система уже запущена. У нас теперь крупнейшая система после Москвы и Питера. Она учитывает 53 льготные категории, 18 видов проездных. Набирается 200 вариаций. Мы должны правильно распознавать, кто рассчитывается, учитывать каждого пассажира».
Ну какой тут комментарий возможен? Это говорит чиновник, команда которого должна была все рассчитать, подготовить к реализации, разработать логистику (такое ныне любимое чиновниками слово), а уже потом внедрять. Даже новое ОСАГО стали внедрять не с 1 января, а с 9-го! Словом, как не вспомнить отца русской басни Ивана Крылова – «А вы друзья как ни садитесь…»
Что происходило в маршрутках, думается, и говорить нет смысла.
Эта ситуация сложилась не 1 января 2019 года. Договоры на внедрение новой системы были заключены гораздо раньше. Нужно было готовиться к этому. «Пассажирсервис» нам объясняет, что это сбой настроек, какие-то индивидуальные проблемы «Дилижанса». Но спрашивать надо не с исполнителей, это вина целиком оператора. Просто ротозейство чиновников. Само решение не продумано, оно популистское, никакой подготовленности не было.
Тем более что частники не очень заинтересованы в переходе на безналичную систему, в том числе потому что компенсации за льготников им до сих пор считают по тарифу 18 рублей.
А сегодня тот же Вялков призывает всех пассажиров, если в маршрутке есть специальный стикер и ридер, а водители ссылаются на поломку электронного агрегата – жаловаться в дептранспорта. И вообще, по его словам, сейчас проблемы не такие глобальные, как об этом пишут в СМИ.
Пусть налицо в мэрии кадровый кризис, а я даму на автобусе бесплатно прокатил!
Евгений ПАВЛОВ.
Пока верстался номер. В Омск привезли еще 20 тысяч электронных проездных. Омичи спешат их купить, так как по электронной транспортной карте можно проехать за 25 рублей, оплата наличными обойдется в 30. В связи с чем в киосках «Дилижанс» по продаже проездных наблюдались очереди за электронными картами «Омка». Прежнюю партию из 20 тысяч проездных раскупили за неделю.