Красный путь
Красный путь

Не бывает волшебства без упорного труда

Шоу «Звездный круиз» в Омском цирке набирает обороты. «Экипаж» сформирован из артистов, представляющих разные города страны. За короткое время им удалось стать отличной командой, которая дарит людям праздник.

Высший пилотаж

В программе шоу «Звездный круиз» к восторгу детей и взрослых есть номер тоже с дрессированными собаками. На фоне эффектных львов нам кажется, что выступать с собаками мило и легко.

Вот стремительно вылетают на манеж элегантные далматины, будто позаимствовавшие у королей кусочек горностаевой мантии. Они рассаживаются каждый на свою тумбу, и начинается волшебство: дрессировщица стоит к ним спиной, но при этом каждый пес как истинный артист четко исполняет свою роль. Сколько труда вложено в это волшебство, знают только дрессировщицы Таисия Обручешникова и ее дочь Елизавета – авторы и исполнительницы номера «101 далматин».

Далматины – очень подвижные и активные собаки. На то, чтобы приучить одного из них только сидеть на тумбе, уходит уйма времени. В номере я насчитала 12 собак разных пород и размеров, а как лихо «пролетела» по арене верхом на огромном зенненхунде кошка! Покрасовались в номере и два пони. Управлять таким количеством животных-артистов – поистине высший пилотаж. И, главное, зрителям показалось, что животные выступали сами.

Еще никогда мне не приходилось бывать за таинственным занавесом, отделяющим манеж от внутренних помещений. На арене – лучезарные фантастические повелительницы из «Созвездия псов», а в закулисье – обаятельные, милые, общительные, дотошные во всем, что касается работы, и увлеченные профессией мама и дочь.

Магнит для смелых и настойчивых

Рассказывает, дрессировщица Таисия Обручешникова:

– Мои родители – цирковые артисты, и бабушки, и дедушки, и прабабушка, и прадедушка. По линии отца – Евгения Обручешникова – глубокие цирковые корни. Его мама, а моя бабушка, Лидия, участвовала в программах прославленного иллюзиониста Кио. А сам дед Юрий – знаменитый акробат. Мамина линия тоже интересная – дед Николай, будучи ребенком, попал на цирковое представление и твердо решил стать артистом. Все-таки цирк – это магнит, который притягивает смелых и настойчивых людей. Убежал из семьи и стал универсальным артистом – эквилибристом, жонглером, эксцентриком.

Я впервые вышла на манеж в Куйбышеве, в 10 лет. Чтобы как можно больше знать о животных, после школы поступила в сельхозакадемию на зоотехнический факультет. К сожалению, не удалось закончить. Муж тоже из цирковых – Олег Спигин – воздушный гимнаст, выполняющий уникальные трюки. Наша Лиза вышла на манеж в три с половиной года. Было это в Китае, и номер, в котором малышка выводила запряженную в тележку огромную собаку, очень умилял китайцев.

– Мы меняли школы каждый месяц, – дополняет мамин рассказ Елизавета, – училась я все же хорошо. В 11 лет мама уже поставила меня в номер: я на манеже с животными, а она как бы за кадром направляет и помогает. Сейчас уже сложился наш творческий тандем. Мама – главный помощник, она дает ценные советы. А у папы я учусь преодолению трудностей. Работники по уходу за животными – Геннадий Котляров и Владимир Наташин помогают выгуливать, следить за питанием. Вклад каждого очень важен. Цирк – это образ жизни, даже если нет репетиций и спектаклей, мы приходим с утра. Нужно «поздороваться» со всеми питомцами, узнать о здоровье и даже о настроении.

Драгоценное зверьё

Идея сделать номер с далматинцами родилась в семье, когда в 1990­е вышел в российский прокат американский мультфильм «101 далматинец». Пони и кошки отлично дополняют сюжет, ведь в мультике спасали далматинцев конь, пес и кот. Семья стала первой из цирковых дрессировщиков, кто вывел эту породу собак на арену. Для контраста с изящными далматинами в номер ввели шикарных бернских зенненхундов, о которых говорят: «три цвета счастья».

– Мы никогда не усыпляем собак, если они стареют и не могут работать, – поясняет Таисия. – Только если собака страдает от болезни, от которой не помогают лекарства.

– У каждого пса свой характер, – добавляет Лиза. – Ингур панически боится одиночества. Далматин Бьюти может обидеться на строгое обращение, его лучше упрашивать. Майло (далматин) на манеже будет лаять, но он артист – рвется выступать, да так, что даже сидя на тумбе, приплясывает в такт музыке.

– Если верить Высоцкому, помните, в песне про переселение душ, наши собаки в другой жизни были людьми, – добавляет Таисия, – они понимают наше настроение, каким-то загадочным образом «сканируют» внутреннее состояние. Когда собаки уходят по старости, появляются в группе другие, но всегда есть необычные, для меня они – личности.

Крохотного черного шпица Ластика, который выполняет удивительные трюки, буквально спасли. Он жил в ужасных условиях, весь в колтунах, болячках. Когда Таисия и Лиза его увидели, он сидел и ел высохший спитой чай, а, увидев приближающегося хозяина, рванул прямо к ним в руки. Выходили, вылечили, воспитали артиста.

У всех животных есть документы и ветеринарные паспорта, все привиты и ухожены, собак выгуливают по два раза в день. Питанием и наблюдением ветврача животных обеспечивает омский цирк за счет госбюджета.

А что дальше?

Цирк в советское время – это был беспрецедентный феномен, масштабы и качество которого едва ли повторимы. Сегодня в сфере развлечений – перегруженность и жесткая конкуренция. С особой остротой, как отмечают специалисты, встает проблема, как и чем привлекать зрителя в цирк?

– На мой взгляд, – говорит Таисия, – есть города цирковые, где зритель охотно идет на новые программы, и нецирковые. Омск я отношу к цирковым городам, зрители заполняют зал и очень тепло принимают нас. Здесь я уже восьмой раз, так было и при директоре Михаиле Семеновиче Цукермане, так и сегодня, при Елене Филипповне Агафоновой.

– Почему у нас не хотят ходить в цирк, приходят только ради детей? – горячится Лиза. – Вот в Европе это такой же выход «в свет», как и посещение театра. Цирк, впрочем, сам виноват, что люди сюда не тянутся. Многие хорошие артисты и династии ушли, потому что кочевой образ жизни трудно вести, а зарплаты оставляют желать лучшего. Хромает режиссура, больной вопрос – клоунада, качество снизилось. А ведь есть на кого равняться. Какие интересные программы у главного режиссера Московского цирка на Цветном бульваре Валентина Гнеушева! А всемирно известные клоуны Дэвид Ларибле и Хуш Махуш (Семен Шустер)! Считаю, что цирковая программа или номер должны рассказывать зрителю историю, и обязательно нужно задействовать современные свето­, звуко­ и технические средства. Чтобы был экстрим и креатив. Это привлекает сегодня молодых.

– Не считаю, что программа – обязательно должна быть тематическая, как спектакль, – аргументирует свою позицию Таисия. – Я приверженец советского цирка, где были просто номера, зато каждый – произведение искусства, выполненное мастерски на высоком профессиональном уровне. Смена номеров несет свой эмоциональный заряд – грустный или веселый, лиричный или захватывающий дух до дрожи в коленях. А спецэффектов сейчас много и в кино, и в театре. Цирк всегда поражал не дефиле в купальниках, не драматургией, а профессиональными трюками, потрясающими возможностями человека. Согласна, сейчас у цирка много проблем, особенно в связи с тем, что зритель в основном приходит один и тот же – что любит нас или привык, а самым бедным просто не по карману. Поэтому нужен рост, развитие, режиссерские находки и более частое обновление номеров.

Вот такой спор поколений. В одном они сходятся – цирковое искусство занимает и должно занимать достойное место в истории культуры нашей страны.

Татьяна ЖУРАВОК.

Фото Натальи ЯКОВЛЕВОЙ.

 

 

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех