Красный путь
Красный путь

Нам здесь не жить

Последний житель

15 1
В Быгане, за 80 километров от Тары, будто остановилось время. Замер у дома комбайн, зарылся колесами в сугроб «москвичонок». Фельдшерский пункт зияет пустыми рамами, но на углу кирпичного здания прилеплен новенький телефон-автомат. Ползу к нему по снежной целине, и  в полумертвой тишине, где шумит только тайга, трубка неожиданно отзывается гудками.

– Депутаты приезжали перед выборами, – рассказывает Валентин Степанов, последний житель Быгана. – Сказали, программа у «Единой России» такая: каждой деревне – по телефону. А кому нам звонить – волкам? Нынче и Ковалевские уехали –  внуку  6 исполнилось. Наша школа три года назад закрылась, тогда еще 20 человек было. Теперь только мы с женой остались. Но женщине-то  скучно тут, у родственников все гостит. Это я  то за шишками в лес, то на рыбалку.

15 3
Дом Степановых стоит на отшибе деревни – Валентин Владимирович строил его уже в начале 90­х, когда поселок еще жил,  и места для полутора сотен домов не хватало: 

– 15 лет в Магадане отработал бульдозеристом, вернулся, поставил напротив отцовского. Жить можно было. Колхоз развалился, но хозяйство все держали – коров по пять-шесть голов, лошадей, овец, кур. Кто пошустрее, пилорамы затеяли. Только толку-то: дорогу перестали подсыпать, а у нас ведь болота, махом и провалилась. Как автобус отменили, все сразу разъезжаться стали.

15 4
Валентин держит только овец. Корову невыгодно: вручную не накосишься, вывезти стог сложно. И почти невозможно вывезти дом – все его богатство, которое и держит в опустевшей деревне. Отводит глаза:

– Надо, конечно, уезжать: 64 года уже, болеть начал.  Но я ж этот дом  своими руками до последнего гвоздя…  Подержусь еще: пока живой, вроде и родина моя живая. Когда из Магадана домой приезжал, автобуса сроду не ждал. Топал, как на свидание: вот-вот Быган увижу.  Дома тут еще хорошие, может, понадобятся кому, а я вроде как сторож.  В Князевке вон живых душ не осталось, так и церква развалилась.  А какое село было – в два раза больше нашего.

За державу обидно

Село Князевка любили навещать высокие гости.  Когда-то оно называлось Чигалом в честь речки, на которой поселились несколько семей из Беларуси.  Но в 1896­м его посетил тобольский губернатор Леонид Князев, изучавший тарские урманы, чтобы выбрать удобные места для переселенцев. Деревенька  ему понравилась: хоть и 120 верст от Тары, зато в реках полно рыбы, а в тайге – дичи.  Заложил церковь, и вскоре  здесь был открыт переселенческий участок. Приезжим семьям выдавали земельный надел и по  90 рублей золотом. В 1898­м,  поставив на средства фонда императора Александра III церковь, прихожане переименовали Чигал в Князевку – таким нарядным стало село. К 1906 году у его жителей насчитывалось уже почти три сотни «техники» – сох, плугов и борон на конной тяге.

Во всяком случае, так рассказывает историю деревни Ирина Терещенко, директор  Атирской школы и руководитель местного краеведческого музея. Организовали его учителя вместе с детьми, чтобы хоть что-то осталось в память от Атирской волости, насчитывавшей 67 деревень. Сегодня Князевка – это больше сотни брошенных домов, заколоченная школа, развалившаяся больница, пустующие фермы и покосившиеся столбы электростанции. 

Везет меня туда на своей «Ниве» Иван Кириллов, глава Атирского поселения, куда входят теперь 4 деревни, две из которых – Князевка и Быган. Дорога – просто 40 километров снежного следа от вездехода сквозь плотные стены вековых елей. Мотор рычит, Кирилов серчает:

– За державу обидно, честное слово. Умерла деревня в одночасье. Совхоз был крепкий, да и без него люди жили – поля, реки, тайга. В 1998­м столетие Князевки отмечали, губернатор бывший приезжал. Люди ему жаловались: как снег или дождь – провода провиснут, «Омскэнерго» пробиться по грязи не может, сидят без света неделями. Обещал помочь. После этого линию вовсе обрезали и автобусы рейсовые отменили, а дорога для нас  – первое дело.  Денег из дорожного фонда давали на год 150 тысяч на 4 деревни, горючку не выделяли – крутитесь, мужики.  А грейдер пригнать из города уже в сотку вылетает.  В общем, к 2000 году остался в Князевке только Коля Саренко, с зоны вернувшийся – идти ему было некуда. Два года назад и он умер. А мы ведь немного просим. Я два года назад выбил щебень до Атирки, так теперь с мужиками выходим, свои трактора пригоним,  сами все 75 километров до Тары трамбуем, чистим.  Проходит теперь автобус до нас.  Только, чтоб щебень выбить, надо до Москвы допрыгнуть! А она тоже не торопится. Я еще в 2011 году в федеральную программу пробился –  56 миллионов должны выделить: топит же нас, мосты перемыло,  грязь в селе непролазная.  Нынче начали поступать.  В 2011­м я б на них все село заасфальтировал, теперь дай бог, чтоб щебня хватило.

При этом по разнообразию и запасам полезных ископаемых Тарский район занимает лидирующее положение в Омской области. Здесь – два месторождения нефти, россыпь циркон-ильменитовых песков, залежи торфа. На благосостоянии местных жителей все это никак не сказывается. Тех, кто смог уехать и «устроиться», они помнят поименно. Здесь провел юность народный артист России Михаил Ульянов, благодаривший из столицы губернатора Леонида Полежаева за «многотрудные дела», свершенные им за 20 лет правления областью. В этих же местах родился секретарь политсовета Омского отделения партии «Единая Россия» Александр Артемов,  соратник и Полежаева, и нынешнего главы области Виктора Назарова. Наведывается он на родину нередко, но происходящему не удивляется. Говорит, и безработица, и  массовый исход из деревень – процессы естественные, и ничего тут не сделаешь.  Бывший омский сенатор, а ныне депутат Госдумы Андрей Голушко, который может стать третьим губернатором,  тоже имеет отношение к Таре – хоть и не местный, но  прошел в парламент как раз от этих северных территорий.

– Что ж вам Голушко дороги не сделал? –  интересуюсь у Ивана Кириллова,  –  У него же лозунг предвыборный был «Нам здесь жить». 

Кириллов тыкает пальцем в небо, где летит, жужжа на всю округу, нарядный вертолетик:

– Оно им надо?

Дорога к храму

В Атирку возвращаемся уже к вечеру. Дома самого богатого в Тарском районе поселка, как уверяет Кириллов,  сливаются с серым небом – они старые,  20­го и даже 19 века. Ярко – в розовый и желтый –  раскрашены только магазины, цены в которых зашкаливают: даже хлеб в полтора раза дороже, чем в Таре.

– По 50–60 тысяч мужики на лесе зарабатывают, – объясняет Иван Иванович.  – Вот и торопятся коммерсанты.

«Мужики» тоже спешат – пока не кончился лес, который вырубают  правдами и неправдами. Но новый пятистенок  – только у главы. Больше не строится никто – жить здесь долго никто не планирует.  Предприятий, кроме частных лесопилок, в Атирке нет: обрезками, опилками и горбылем завалена вся округа. Перерабатывать их, везти продукцию в город, слишком дорого, а мужчины стараются скорее накопить на новую жизнь. В Атирке ведь и семью не завести.

– Девушек у нас мало, – жалуется Ирина Терещенко. – Парни остаются, лесом занимаются. А девчонкам работать негде. Раньше и хлебозавод был, и продукты для армии  делали – даже чипсы из настоящей картошки. Больница окружная, правда,  еще держится, только прежде 5 врачей было, теперь 5 фельдшеров, которым врачебные манипуляции запрещены.  Чтобы «скорая» поехала, надо ее заправить, а ближайшая заправка в Пологрудово, за 20 километров. Не хотят женщины рожать. В соседнем Имшигале на всю деревню один ученик остался. Если так дальше пойдет, уйдем вслед за Князевкой.

Дорог внутри района – 180 километров, почти все они – грунтовые, то есть просто накатанные по земле. Закон  РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», разделив полномочия, повесил их непосильным грузом на районный бюджет.

– Все Тарские богатства – не наши, налоги уходят в федеральный бюджет, – объясняет начальник отдела капитального строительства администрации Тарского района Николай Мугак. – Создать коммерческие маршруты невозможно, потому что предпринимателям это невыгодно: народу мало, транспорт бьется. А районный бюджет нищий, живем на дотации. Все, что можем –  хоть как-то ремонтировать дороги за счет дорожного фонда. И то выборочно: выделяется на межмуниципальные пути по 10 тысяч  рублей на метр, в отличие от федеральных – по 90. Даже  щебеночное покрытие обходится в 15 миллионов за километр, не говоря уже про асфальт. Стараемся войти в какие-нибудь федеральные программы, но их условие – деревня должна развиваться, тогда и ремонт будет.

Нынче с помощью федеральных денег удастся положить щебень к Литковке и Ложниково. У остальных 74 деревень надежды мало: нет дорог – нет и развития. Замкнутый круг.

– Так живет весь ближний север, – считает профессор РАЕ Игорь Вяткин, председатель Омского отделения РГО, руководитель филиала Территориального фонда  геологической информации по Сибирскому федеральному округу. – Правительство России обещало вложить в развитие северных территорий  до 2020 года триллион рублей.  Но под северными территориями оно понимает земли, где можно заработать быстрые деньги. Правда, большой вопрос: Арктика, к примеру, будет выгодна стране или нескольким корпорациям? А ближний Север заброшен,  500 километров вдоль Транссибирской магистрали – полоса запустения. Это печально, потому что полезные ископаемые кончатся, а без нефтяных денег жить на дальнем Севере  будет невозможно. В отличие от ближнего, освоение которого шло веками, и сейчас здесь обитает большинство населения Сибири. Только  властям, к сожалению, де него нет дела.

Ближний север сегодня это бездорожье и пустующие деревни, в которых доживают свой век старики.  В обезлюдевшей Князевке рушится памятник архитектуры, включенный в список культурного наследия России, – деревянная Екатерининская церковь. Кирпичный фундамент держал  ее больше века, несмотря на суровую погоду и политический климат.  Теперь от нее остались только руины – дороги к храму больше нет.

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Фото автора.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех