На заседании комитета по муниципальной собственности Омского горсовета обсужден вопрос о «приватизации» единственного в городе муниципального пассажирского перевозчика – ПП-8.
Директор департамента имущественных отношений Евгений Романин напомнил депутатам, что федеральное законодательство обязывает муниципалитеты в срок до 2025 года преобразовать МУПы в акционерные общества.
Он напомнил: решением Омского горсовета данное предприятие уже включено в перечень муниципальных предприятий, которые планируется приватизировать в 2024 году.
«Проект постановления, заявил Романин, разработан в соответствии с решением «Об утверждении перечня отраслей экономики и социальной сферы, в которых создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений осуществляется с согласия Омского горсовета».
И вот тут возникает вопрос: Евгений Романин оговорился или проговорился? Что в итоге – акционирование или приватизация? Остается ли предприятие в собственности муниципалитета? Как раз это – сохранение предприятия в собственности города – было основным условием, которое поставили депутаты при обсуждении вопроса. Причем даже единороссы из тех, кто не связан с бизнесом пассажирских перевозок. Конечно, представители мэрии заверили депутатов, что так и будет, никто не собирается отдавать ПП-8 в руки частников.
Однако приватизация акционерного общества – юридически гораздо более простая задача, чем «прихватизация» муниципального предприятия.
Стоит добавить, что ПП-8 сегодня находится в достаточно хорошем экономическом состоянии. Да, есть небольшие убытки по итогам прошлого года, есть кредиторская задолженность. При этом есть и те, кто должен ПП-8. Так что автотранспортное предприятие нельзя назвать «гирей, висящей на городском бюджете». Омск вышел из ситуации, когда перевозить пассажиров было буквально не на чем, «муниципальный» автобус был обязательно старой рухлядью, а ремонтные зоны были больше похожи на склад металлолома.
Недавно было опубликовано большое интервью с директором ПП-8 Маратом Саликовым. Он сообщил, что на предприятии насчитывается 408 автобусов разной вместимости. В последние годы оно получило несколько десятков автобусов большой вместимости. Расчетный срок эксплуатации городских пассажирских автобусов – 10 лет, и ПП-8 постепенно выходит на нормативы обновления подвижного состава, то есть 10% в год.
Кроме того, проходящая сейчас реорганизация транспортной системы города во многом приводит к «вытеснению» частников с «магистральных» маршрутов, от стабильности которых зависит самоощущение горожан. Так что ПП-8 можно считать самым крупным и стабильным «игроком» на рынке пассажирских перевозок.
При этом муниципальное предприятие выполняет социальную функцию, предоставляя автобусы в случае любых непредвиденных ситуаций. Так, в прошлом году в Омске на территории поселка Светлый и в Черемушках буквально за несколько дней были созданы пункты дислокации и подготовки бойцов. Все организованные перевозки солдат – на вокзал, в аэропорт, во время подготовки – в баню или на культурные мероприятия – осуществлялись транспортом ПП-8. Оттуда же привлекаются машины во время чрезвычайных ситуаций, например, когда необходимо создать пункты обогрева для пострадавших. Развозка омичей в отдаленные районы города после массовых гуляний и праздников – тоже забота муниципального транспортного предприятия. Выполнение этих задач для предприятия зачастую убыточно, но без этого город просто не сможет жить.
Мы попросили прокомментировать решение комитета Омского горсовета депутата Законодательного собрания области Леонида Михайленко, имеющего огромный опыт работы в муниципальном представительном органе. Леонид Дмитриевич сказал:
– Если акционирование ПП-8 – требование федерального законодательства, то сегодняшние депутаты никуда не смогут деться. Они будут вынуждены дать согласие. Вопрос в том, в чьей собственности останутся акции. Если в собственности города, то, конечно, изменится порядок взаимоотношений с городским бюджетом, но с точки зрения пассажиров ничего не изменится. Какие-то изменения будут для коллектива, для работников, с этим еще надо разбираться. Однако такая реорганизация повышает риск того, что кто-то захочет «прикарманить» стабильно работающее предприятие, и такие случаи в истории Омска были. Возможны всякие варианты – от инвестирования и передачи в управление до искусственного банкротства. Нужно будет внимательно следить за развитием ситуации. О настоящих целях муниципальных чиновников мы пока не знаем.
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.