Корреспондент «Красного Пути» Наталья Яковлева попросила прокомментировать ситуацию секретаря местного отделения КПРФ Омского района, кандидата экономических наук
Татьяну Лукину:
– Думаю, реформа приведет к тому, что малочисленные территории будут еще скорее «стираться», исчезать с земли и из памяти. Муниципальные сельские образования ведь разные, есть такие, где проживает 100–300 человек, и после реформы они в первую очередь попадают под удар. Кому они будут нужны? Кто их станет развивать? Будут ли округа при этом на основе одного района или нескольких, не важно. Важно, что власть обращает внимание на крупные территориальные единицы и их центры. Классически – развивается центр, а периферия приходит в упадок.
– То есть то, что происходит с российской деревней последние 20 лет, станет происходить быстрее?
– Сегодня в большинстве сельских поселений, а их в Омской области около 360 – бюджеты настолько низкие, что администрациям не хватает на собственную зарплату, не говоря уже про выполнение полномочий. Помните, в 2021 году главу Уленкульского сельского поселения в Большереческом районе обвинили в халатности: следствие пришло к выводу, что по ее вине в деревне Каракуль, входящей в поселение, сгорели 25 строений, из них 14 жилых домов? Она «не предприняла дополнительных мер пожарной безопасности во время пожароопасного периода: не обустроила вокруг деревни противожарные минерализированные полосы». Но, судя по бюджету поселения, ей было просто не на что это делать.
– Власть уже пыталась изменить систему самоуправления: для этого был принят в 2003 году федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»?
– Закон №131 изменил источник финансирования, но не систему. До него поселения жили на сметах, как, вероятно, предполагается и сейчас. В поселении было минимум администрации – человека 4–5, и в конце года они садились и думали, сколько денег им нужно в следующем году, в первую очередь на зарплату, во вторую – на ремонт, развитие территории. Смету передавали в вышестоящие органы, те рассматривали, какие-то деньги давали, какие-то нет. Федеральный закон №131 должен был сблизить народ с властью, заставить людей более активно действовать, учиться самим управлять своей землей, своими бюджетами. Но денег от этого не прибавилось. Потому что нужно было менять систему формирования бюджетов, а не просто сказать, что народ и власть теперь едины. Бюджеты большинства поселений складываются из налога на доходы физических лиц. Распределяются примерно так: 2 процента из 13 остаются в поселении, 3 уходят в районный бюджет, остальные – в областной и федеральный. Никто за это время не поднял вопрос о том, чтобы оставлять на территории больше. Никто не предложил оставлять в поселениях хотя бы налог на прибыль, который составляет 20 процентов, ведь там все равно есть магазины, предприятия, оказывающие услуги, и это было бы хорошим подспорьем.
– Можно представить, как будет проходить реформа?
– Предполагаю, что как всегда. Сейчас чиновники бросятся выполнять указания свыше. Потом спохватятся, начнут опять что-то менять, и не потому, что людям станет тяжелее, а потому что сломается система, обеспечивающая результаты выборов. Мы переписываемся с главами поселений в чате, нас волнует реформа, и один из них рассказал, что к ним приезжала вышестоящая чиновница для презентации предстоящих изменений. Ее спросили про цель: для чего все это. «Так это же программа президента!» – ответила она. То есть люди совершают действия, не понимая, зачем: им просто сказали так делать, они и делают. Если нет целеполагания, то нет и смысла в действиях. После возникновения округов придется проводить выборы руководителей новых территориальных единиц. Ведь районы, поселения исчезнут как территориальные единицы, значит, их главы тоже. Или не будет выборов? Понимаю, что точно не будет выборов депутатов сельских поселений, потому что самих поселений не будет, этот уровень самоуправления уничтожается. А ведь сельские депутаты – это люди, работающие «на земле», знающие проблемы своих деревень, пытающиеся донести их до власти. Их не станет, и власть вовсе перестанет замечать умирающие деревни. Нет деревни – нет проблем.
– Может быть, деревни, мелкие поселения в самом деле не нужны?
– Укрупнение сельских поселений, массовое закрытие школ, больниц, других жизненно важных подразделений – это, в общем-то, звенья одной цепи. Да, экономия, да, управлять так, вероятно, легче. Но, как говорит руководитель моей научной работы, профессор Патласов, и я с ним полностью согласна, людям, живущим в таких отдаленных от цивилизации районах, как Тевризский, Седельниковский, Тарский и другие, нужно платить уже за то, что они охраняют территорию. Потому что на землю без хозяина рано или поздно придет хозяин без земли.
Наталья ЯКОВЛЕВА.
Вот уж злая ирония: на 19 апреля намечено проведение во всех районах торжественных мероприятий, посвященных… Дню местного самоуправления. Чего в этом больше – глупости ли, цинизма?