Красный путь
Красный путь

«Мои картины – это личная охрана памятников старины»

Музей Кондратия Белова не мог пройти мимо такой даты, как 100­летие со дня освобождения Омска от колчаковцев, ведь в творчестве патриарха сибирской живописи картины, посвященные Гражданской войне в Сибири, занимают особое место.

БОЛЬШИНСТВО своих работ на эту тему Кондратий Петрович создал в 1950–60­е годы, многие из них в советское время экспонировались на областных и республиканских выставках.

Народный художник РСФСР Кондратий Петрович Белов (1900–
1988 гг.) родился на Северном Урале, а вырос в Сибири, в томской деревеньке. Рисовать начал с семи лет, но в семье это не поощряли. В 17 лет парень сбежал в Томск, где его поразили и многоэтажные дома, и зеркальные окна, и бурная жизнь города, уже захваченного революционными событиями. «На площади митинги, люди кричат, хрипят, неистовствуют, аплодируют, хохочут – опять зрелище, – писал он в своих воспоминаниях. – Пожары в тайге, горят дома, магазины. В воздухе висело марево дыма, солнце зловеще красное – страшно. Преступность, беспорядок, паника...».

В 19 лет он оказался в гуще событий Гражданской войны в Сибири: сначала попал под колчаковскую мобилизацию, потом оказался в Красной Армии и благодаря счастливому случаю был откомандирован в художественную студию при полит­
управлении 5­й Армии. Дебютом художника стала картина «Последний парад Колчака», представленная в 1929 году на выставке Ассоциации художников революции. И уже в этой первой серьезной работе он строго придерживается документальности, которой продиктованы и композиция, и облик персонажей, и место действия. Работы на историко-революционные темы он будет писать и дальше, и, несмотря на то что ведущим и любимым жанром Белова станет пейзаж, они займут важное место в его творчестве.

Вместе со студентами третьего курса педагогического колледжа я побывала на экскурсии по залам музея.

– Картины Кондратия Петровича выделяются на фоне многочисленных других на эту тему своей простотой, достоверностью, отсутствием нажима, – поясняет научный сотрудник музея Людмила Михайловна Олещенко. – Белов не выпячивает идею, не навязывает зрителю свои эмоции, свою точку зрения, а языком живописи говорит: было так. И темы, которые он выбирает, чаще всего малоизвестны. На его картинах запечатлены Сухэ-Батор, Чойбалсан, командармы М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич, красноармейцы 5­й Армии, крупные деятели партизанского движения в Сибири Кира Баев, Артем Избышев, Нестор Каландарашвили, лидеры белого движения А.В. Колчак, его гражданская жена А.В. Тимирева, братья Пепеляевы, барон Р. Ф. Унгерн фон Штернберг, генералы В.Г. Болдырев, Р. Гайда, Римский-Корсаков, архиепископ Антоний... Следует добавить, что интересуют живописца не бои, а бытовая, повседневная жизнь той эпохи. Но его достоверность не переходит в иллюстративность, так как Белова интересует именно среда существования этого времени, к тому же он – художник и никогда не забывает про средства выразительности живописи.

Прекрасная художественная память помогала ему с доскональной точностью воспроизвести события жизни, знакомые места. В биографию мастера вошли такие его слова: «И то, чему я оказался свидетелем, о чем слышал, прочитал, узнал, повернулось иной гранью – потребностью рассказать людям об исторических событиях Гражданской войны, о ее героях, о том, как революция расколола мир, определила его полюса. Нам нельзя не помнить истории нашей... Если ты неравнодушен к прошлому, значит, неравнодушен к настоящему и будущему».

– Интересно, что, обратившись к историко-революционной тематике, – подчеркивает в ходе экскурсии Людмила Михайловна, – Кондратий Петрович в своих произведениях воссоздает облик города таким, каким он его застал в молодости. Сам он утверждал: «Мои картины – это личная охрана памятников».

В работе «Крах колчаковской армии» (1968) отступление колчаковских войск из Омска трактуется просто, без элементов нажима, шаржа, но зритель ощущает – это не отступление, это действительно крах. А место художник выбирает сознательно, документально восстанавливая облик Омска 1919 года: мост через реку Омь, Пророко-Ильинская церковь, Никольский собор, часовня, дома. В гуаши «Последняя ночь колчаковской столицы» (1958) пейзажу также отводится решающая роль. Шквальный ветер как бы выметает из города недавних его хозяев – генерал-губернатора Сухомлинова и архиепископа Антония – духовного наставника белого движения, организатора дружины святого креста.

– Темные строгие силуэты домов по контрасту оттеняют панику персонажей, передавшуюся их лошадям, – комментирует наш экскурсовод Людмила Михайловна. – Динамичная фактура, напряженность цветовых отношений, контраст темного и светлого, синего и коричневого дополняют, усиливают это ощущение.

Она обращает внимание на гуашь «Арест Колчака» (1972), на картину «Допрос генералов», где запечатлено, как командармы 5­й Армии М.Н. Тухачевский и И.П. Уборевич в бывшем генерал­губернаторском доме допрашивают колчаковского генерала Римского­Корсакова, который не захотел бежать вместе с Колчаком...

ВЫСТАВКА получилась объемная, уникальная по художественной ценности и дополненная копийными документами тех далеких времен. К ней с интересом отнеслись школьники, студенты колледжей и вузов. «Мы расширили свой кругозор, узнав столько интересного и о художнике, и о событиях и людях, запечатленных на картинах. Кондратий Петрович Белов не только прекрасный живописец, он будто бы исторический репортер, проводник нас, современников, в историю. И теперь и на город, его дома и памятники невольно будешь смотреть по-другому».

Заметим, музей ведет не только насыщенную выставочную и просветительную деятельность, но и участвует в воспитании художественного вкуса у взрослых и юных омичей и приглашает их к участию в различных конкурсах, в жюри которых входят маститые художники. В январе 2020 года будет отмечаться 120­летие со дня рождения народного художника России К.П. Белова. Уже сегодня школьники в возрасте от 7 до 15 лет могут начать подготовку к участию в областном творческом конкурсе детских рисунков «Рисуем с Кондратием!», который пройдет с 31 января по 15 марта 2020 года. Для участия необходимо выполнить работу, заполнить заявку и согласие на обработку персональных данных. Положение о конкурсе, заявку и согласие можно скачать на странице музея в социальной сети ВКонтакте, а за более детальной информацией обращайтесь по телефону 31­93­22.

Татьяна ЖУРАВОК.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех