Ключевой темой Всероссийского августовского онлайн-педсовета стал переход на обновленные ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) с 1 сентября. Но обсуждение не заканчивается. И вот почему.
Новых учебников нет
Начиная с 2004 года, российскую среднюю школу подгоняют под новые ФГОС уже третий раз подряд. Как теперь заявлено, эти стандарты обеспечивают «личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание». Этих ФГОС два – начального (НО) и основного общего (ООО) образования – значит учат «по-новому» сразу в первых и пятых классах. Упор делается на практическое применение знаний. Поэтому уже в младших классах могут появиться уроки финансовой грамотности и нечто им подобное.
Федеральный перечень учебников скорректирован. Из него исключили 900 пособий, включили новые, соответствующие сегодняшним стандартам, в том числе учебники для учеников с ОВЗ, а также по национальным языкам народов России – алтайскому, адыгейскому, татарскому, чувашскому. Эксперты по-разному относятся к сокращению федерального перечня: одни считают, что это не влияет на качество образования, другие – наоборот.
Интересно другое. Когда педагоги бросились составлять новые календарно-тематические планы, они, как уже привыкли, обратились к онлайн-сервису «конструктор рабочих программ». И в соцсетях пошли вопросы: «Нужно составить рабочие программы на 1 класс по новым ФГОСам, у нас «Перспектива», но в конструкторе нет никакого разделения на «Перспективу», «Школу России» и т.д. И что делать?»; «Программа не соответствует учебнику. Совсем». А работать-то нужно в соответствии с ФГОС!
В пятых классах также по всем предметам учебники разом обнулились. Так что начальная и основная школа, скорее всего, начнут 2022 учебный год без учебников. Издательский бизнес проводит сейчас многочисленные обучающие онлайн-занятия, где объясняет, какие главы из прежних учебников соответствуют разделам новой единой программы, что надо исключить и каким материалом дополнить. А также указывают на необходимость переноса в пятый класс некоторых разделов из учебников шестого класса.
Минпрос ничего чрезвычайного в этом не видит. Учителя же возмущаются: можно было разработать и утвердить единые учебники для первого класса, их методическое сопровождение, и только потом внедрять новый стандарт от класса к классу. И почему необходимо на новые стандарты перейти сразу в первом и пятом классах, а как же тогда преемственность начальной и общей школы? В целом, многие педагоги шокированы, например, тем, что дистанционные уроки теперь разрешены даже в первом классе.
Детей отсортируют
Одна из принципиальных новаций – сверхраннее профильное обучение. Уже в основной школе все ключевые дисциплины (согласно стандарту) будут преподаваться на двух уровнях: базовом и профильном (углубленном). «База» – это некий ликбез, имитация обучения. Об этом уже более десятка лет говорят те, кто против ОГЭ и ЕГЭ.
Уже прописано, что базовый и углубленный уровни обучения по некоторым дисциплинам будут вводиться, начиная с 7-го класса. Например, на русском языке – 39 часов на базовом уровне, а на углубленном – 117. На математике базовой – 156 часов, а на углубленной – 234. И так далее. Направлений пять: гуманитарное, универсальное, технологическое, естественно-научное, социально-экономическое. На основе перечня ФГОС школа сформирует профильные классы. К основным – обязательным – предметам старшей школы относятся: история, математика, иностранный язык, физическая культура, русский язык и литература, основы безопасности жизнедеятельности.
При этом никто из реформаторов не подумал о школах малых городов и сел: там для профильного образования нет средств и кадров, и детей в классах не так уж много, чтобы их делить. Поэтому, скорее всего, половина детей страны будут лишены достойного образования. Кроме того, педагоги и психологи подчеркивают: многие дети проявляют таланты по различным предметам гораздо позже – к восьмому – девятому классам.
Кому и зачем нужна эта новация? С 5–7 класса загнать учеников в узкий коридор! Наука педагогика говорит, что в нынешнем меняющемся мире ранняя профилизация категорически противопоказана. У детей необходимо формировать общую культуру, научить думать и учиться, обеспечивая самые широкие возможности для выбора профессии.
Эксперты считают, что в основе нововведений – стремление Минпроса сохранить пресловутые ВПР («всероссийские проверочные работы»). Новые стандарты как раз совмещаются с ВПР. Так что бизнес на детях в Рособрнадзоре будет и далее процветать.
Что получим
Вот как комментируют ситуацию педагоги и родители.
– Сначала разные программы, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Дети после 9 класса побежали скорее по колледжам. Если ребенок профильную программу не потянет? Ему после садика на работу идти?
– Да плевать министрам на детей. Их задача не решать проблемы, а любой ценой снижать расходы на обучение, вот они и подгоняют ФГОС под существующую материальную базу.
– Цель как раз понятна: развалится образование совсем, ибо думающие, образованные, умные люди не нужны государству. Нужно стадо, которое будет выполнять молча приказы и не возмущаться.
– В стране нет потребности в большом количестве образованных людей. Где им работать после школы и института? Если бы ставилась задача провести глобальные изменения в производственной системе страны, то с образования надо начинать. Большевики уже в 1918 году принимали решения и делали школы для всех. Вводили новые программы. Создавали средние и высшие учебные заведения, чтобы было достаточное количество образованных молодых специалистов.
– По программам средней школы СССР учили всех. Осваивали все. Притом, что уровень был по сравнению с современной школой – фантастический. Что мешает вернуть? И зачем нужен плинтус «базы»?
– Кто-нибудь задумался, что разделение учеников на образовательные уровни таит в себе не только сегрегацию детей, но и коррупционную составляющую?
– Родители – заказчики образовательных услуг, а их мнения никто даже и не спрашивает!!!
Программа есть!
Кто «за»?
В 2016 г. КПРФ представила новый законопроект «Образование – для всех». В феврале 2017 г. «Единая Россия» в Госдуме его отклонила. В прошлом году в августе КПРФ вновь выдвинула свои предложения.
Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов отметил: «…За последние десять лет, несмотря на все разговоры, в среднем финансирование образования составляет 3,5%–3,8% бюджета. Хотя его как минимум надо удваивать. Можно разбомбить завод – его восстановят за два-три года. Если же разбомбить образование, это станет травмой для страны минимум на 20 лет, а для человека – на всю оставшуюся жизнь».
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке О.Н. Смолин: «Сейчас выстраивается система образовательной сегрегации. Одна система – для богатых и для самых способных. Другая система – для всех остальных... Но мы категорически против этого. Мы считаем, что качественное образование должно быть доступным для всех. «Незнание – это рабство. Знание – это свобода». Мы хотим, чтобы наши дети и внуки были свободными. И прежде всего свободными от невежества».
11 сентября – единый день голосования. Подумайте, какого будущего вы хотите для детей и внуков и сделайте свой выбор.
Анна ЧАЛАЯ.