Звонок в редакцию вновь заставил вернуться к теме оплаты труда педагогов, которая, как известно, с 2012 года определяется майскими указами президента. Работница одного из детских садов поставила вопросы, которые сегодня волнуют педагогов дошкольного и школьного образования, но они опасаются задавать их своим непосредственным руководителям.
Хитромудрые расчёты
По статистике, приведенной в отчете Минобрнауки, динамика роста учительской зарплаты отрицательная. Так, если в 2015 году она составляла около 33 тыс. рублей (106,3% от средней зарплаты по экономике региона), то в 2016 году при росте в абсолютных цифрах – до 35 тыс. рублей – несколько упала по отношению к средней зарплате по региону (102,2%). В прошлом же году средняя зарплата учителей снизилась и в абсолютных значениях – до 29 тыс. рублей, и по отношению к средней по региону – 99,8%.
Зарплата педагогов дошкольного образования с 2013 по 2017 годы колебалась от 94,9 до 94,5% от средней зарплаты учителей в регионах, но так и не достигла отметки в запланированные 100%, обозначенные в майских указах.
При этом хочется напомнить, как достигнут указанный уровень зарплаты.
Нынешняя зарплата учителя и воспитателя детсада, согласно новой системе оплаты труда, складывается из оклада, доплаты из надтарифного фонда (так называемые баллы) и оплаты переработок, если они есть. При этом сам оклад складывается из базовой ставки плюс надбавка за стаж (в процентах от оклада) плюс надбавка за категорию. При этом, возмущаются педагоги, почему-то даже базовая часть в детсадах одного города может быть различная. На эту базовую часть (оклад) начисляются так называемые стимулирующие выплаты, а вот они уже полностью зависят от расположения начальства к сотруднику.
С проверками не торопятся
Почетный работник общего образования РФ Елена Викторовна Лапина (так представилась обратившаяся в редакцию педагог) рассказала:
– В каждом детсаду своя цена баллов, каждый месяц мы заполняем отчет, где указываем, в каких конкурсах, конференциях и иных мероприятиях принимали участие, какие публикации написали на сайтах или в печати, после чего руководство информирует каждого в отдельности о начисленной ему «балльной» надбавке. Стоимость балла в разных учреждениях отличается, в зависимости от того, какая сумма на стимулирующие выплаты выделена на конкретный детсад департаментом образования. Такая система (внедренная в результате реформы образования) фактически приводит к погоне за баллами.
– Разговаривала на данную тему с экономистом департамента образования Ларисой Анатольевной Васильчиковой, она пояснила, что все должно быть максимально прозрачно и каждый раз решение о начислении баллов должно приниматься комиссией, в которую избрано коллективом не менее трех человек. У нас выбрано шесть человек. Но из кого? Из тех, кто угоден заведующей. Критерии надбавок не разработаны. В нашем детсаду их меняют чуть ли не каждый месяц. Например, только начнут педагоги зарабатывать себе баллы, посещая конференции определенного направления или уровня (областные допустим), так на следующий месяц этот критерий убирают. В одних детсадах считают престижным (и начисляют за это баллы) участие в международных конкурсах, а нам говорят, что нужно учитывать только омские конкурсы, дескать, это можно проверить, а международные дипломы-сертификаты продвинутые компьютерные пользователи-воспитатели сами себе сделают.
– Для оценки труда воспитателя, есть у нас даже такой критерий, как уборка листвы с крыши – целых пять баллов можно получить. А разве это входит в обязанности педагога высшей категории? Считаю, как и многие мои коллеги, что баллы должны начислять за хорошее исполнение должностных обязанностей, а не за подмену дворника или уборщицы. Считаю, что реформа внедрена в практику так, что оставляет много лазеек, чтобы руководство детсада имело возможность «химичить» с деньгами. В этом месяце, подавая свой отчет, я рассчитывала на 150 баллов, а насчитали только 100, моя коллега рассчитывала на 120, а получила 64. На каком основании такое обрезание делается, не объясняется. Думаете, мы великие зарплаты получаем? За март, например, 18 тысяч вышло.
– Работники детского сада задавать заведующей вопросы об оплате труда попросту боятся: в лучшем случае в немилость попадешь, в худшем – придется уволиться, а в другом саду все начнется сначала. Да и как бунтовать? Почти весь коллектив возрастной – молодые-то образование получат, а работать по профессии не рвутся. У нас только три человека в возрасте 45–50 лет и одна 30 лет. Вот и боится каждая за свое рабочее место.
Когда зашаталось кресло под госпожой Спеховой, что возглавляла департамент образования, наше руководство поначалу забеспокоилось, проверок, наверное, опасалось. А теперь опять гайки закручивает. Никто с проверкой не приходит, не интересуется, насколько прозрачно делятся баллы. Юристы на сайтах разъясняют, что в детсадах должны быть обязательные стенды, где представлена информация о количестве выделяемых на детсад «стимулирующих» денежных средств, цена балла, критерии надбавок. Но раз проверок нет, то и стендов нет, и информация в коллективе путем слухов распространяется. Неужели трудно чиновникам наладить контроль?
А раз такая система в стране везде, судя по переписке в интернете с коллегами из многих городов России, значит, это выгодно руководящим структурам.
Будет ли 100процентная базовая оплата?
В сентябре 2016 года министр Ольга Васильева заявила: «На сегодняшний день мы считаем, что соотношение базовой и стимулирующей части должно быть 70% к 30%, это оптимально. Это соглашение было ранее закреплено в трехстороннем соглашении, которое мы готовим вместе с нашим профсоюзом».
На это заявление педагоги откликнулись нескончаемым потоком комментариев в интернете, и каждый из них заканчивался очень похожими словами: «Я за 100% базовую зарплату, а высокое качество можно стимулировать премиальными. Вот тогда повысится статус педагога. На сегодняшний день все деньги, которые нам можно не заплатить, нам и не платят».
– Средняя зарплата педагога, не только учителя, но и любого педагога за одну ставку должна быть не ниже средней по региону и по РФ, – представляя в 2017 году в Госдуме проект «Образование для всех», подчеркнул первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (депутат Госдумы, фракция КПРФ). – Сейчас колоссальное неравенство по оплате труда между учителями в различных регионах (зарплата в Москве и Омске отличается как минимум в два раза. – ред.). Минимальная ставка оклада педагогических работников должна быть единой по всей стране. Те регионы, у которых недостаточно денег, должны получить финансовую помощь из центра. А те регионы, у которых достаточно денег, могут увеличивать эти ставки и оклады. Сейчас средняя заработная плата около 30 тысяч рублей, значит, и ставка педагогического работника за 18 часов должна быть около 30 тысяч рублей.
Парламентарий считает, что предложенные меры позволят обеспечить педагогическим работникам уровень жизни выше среднего по стране. Но пока ситуация обратная. По данным Высшей школы экономики, с 2012 по 2015 годы расходы на образование в реальных деньгах снизились на 30 с лишним процентов. В 2016 и в 2017 годах в реальных деньгах они продолжали снижаться.
Согласно результатам анонимного опроса, проведенного в декабре минувшего года, средняя зарплата учителей Омской области составляет всего 16,750 рублей, а не 26,134 тыс. рублей, как заявляет Росстат. При этом средняя нагрузка на педагогов составляет 25–27 часов (1 ставка – это 18 часов в неделю), а стоимость одного часа работы учителя – менее 200 рублей. Омская область входит в число пяти регионов с самой низкой стоимостью одного рабочего часа учителя и десяти регионов с самыми низкими зарплатами.
…Несмотря на многочисленные жалобы и протесты педагогов, в феврале 2017 года Госдума большинством голосов единороссов отклонила законопроект КПРФ «Об образовании для всех», который предлагает утвердить достойную ставку за педагогический труд, возвратить льготы для детей-сирот и инвалидов при поступлении в вузы, увеличить размер стипендии, а сдачу ЕГЭ сделать добровольной.
Татьяна ЖУРАВОК.