Как омская учительница создала образовательную
компанию, ставшую известной всей России
Когда в 90х в школах появился интернет и возникло новое направление в образовании – дистанционное конкурсное движение школьников, Юлия Нацкевич работала учителем информатики. Сайт сделала совместно с учениками, задания разработала вместе с коллегами. Разместили объявление о старте конкурса на сайте Ассоциации научных и учебных организаций. Затем были хождения по разным административным зданиям и организациям. Все было непонятно, сложно, требовало бумаг и согласований… Выход нашелся – регистрация собственной компании!
– На придумывание имени для новой организации был потрачен один вечер с коллегой и будущим соучредителем, – смеется Юлия. – На глаза мне попалась картинка веселой улитки. Мы увидели в ней себя, непринужденно движущихся к новому. И даже шуточный девиз придумали «До горизонта не дойти, но сколько нового в пути!»
Обязанности распределили просто: учитель информатики отвечает за сайт, учитель английского языка – за конкурсные задания. Постепенно стали подключать друзей, коллег: родились конкурсы по математике, МХК, психологии.
– Наша команда в тот момент – это исключительно своя школьная тусовка, а набор конкурсов – просто кто какой может написать, – рассказывает Юлия. – Нам просто было интересно создавать конкурсы с помощью интернеттехнологий, а ребятам – участвовать в них. Много позже идея приобрела очертания, появилась идеология команды и того продукта, который создаем. Главное, не пришлось искать компромисса для себя: мы учителя, и попрежнему учим детей. Только с помощью других технологий: не с мелом и ручкой, а с планшетом и компьютером.
Этап становления связан с приходом в команду еще одного партнера в 2006 году. Тогда появились конкурсы по всем школьным предметамдля всех возрастов. Центр «Снейл» стал полноценной образовательной структурой.
– Мы пришли к тому, что нашим продуктом будет конкурс по принципу «пришел и сделал», – объясняет Юлия. – Увидели, что дети не любят «длинные истории», после 1–2 этапов не возвращаются к заданию. И мы одни из первых в дистанционном образовании обосновали, что конкурс может быть элементом образовательного процесса, «настроен» и на формирование умений и навыков, и на получение знаний.
Сегодня «Снейл» – это и традиционные дистанционные конкурсы, и обучающие, и игровые. Они проходят еще за более короткое время – обычно равное уроку. Есть и новые направления. Например, «образовательная робототехника» – у Центра появилась школа робототехники «РобоПолигон» в Омске.
– Для нас важным является именно формат школы, – говорит руководитель «Снейла». – Стремимся, чтобы наши ученики не просто увлеклись робототехникой и научились программировать. Мы хотим, чтобы они получали системные постепенно усложняющиеся знания, как это происходит в школе. В 2018 году выиграли Президентский грант на проект «Школа преподавателей робототехники»: разрабатываем комплекс занятий, учебников и тетрадей, готовим педагогов робототехники.
Из самых значимых проектов Юлия Нацкевич вспоминает «Неизвестные лица Второй мировой», теперь это «Книга подвига». Это своеобразная народная летопись. Каждый ребенок может рассказать историю героев войны, имена которых не слишком известны, но память о них хранится в семейных архивах. Сейчас в Книге Памяти размещено 4350 рассказов о героях – юные авторы из России, Казахстана, Молдовы, Украины поделились семейными историями о победителях. Каждый рассказ – это чьято жизнь и подвиг.
Еще один важный проект – «Книга добра», инициатором которого стала Татьяна Кононова, о которой писал «Красный Путь», – омский педагог, переехав в Москву, усыновила ребенка с тяжелым генетическим заболеванием. Детям предлагалось описать, нарисовать свое понимание добра, рассказать о добром поступке. Любом – о помощи бабушке, заботе о малышах, уходе за цветами… Нацкевич считает, что важно научить видеть большое в повседневности, ценить доброе отношение к миру, быть открытым и отзывчивым. А в этом проекте нужно было остановиться и подумать: а сам ты добр? Все заработанные средства «Снейл» передал фонду «Помоги спасти».
Новая высота – это конференция «Информационные технологии в образовании», которую Центр проводит в Омске в дни Международного ИТфорума.
– Этот проект мы начали из фантастической задачи провести яркое мероприятие об образовании, – признается Нацкевич. – Очень хотели, чтобы Омск стал центром притяжения педагогов, которые интересуются перспективами дистанционного образования, применения новых технологий; чтобы наши учителя стали говорить, как образование может менять жизнь детей, как само меняется. Потому что дети сейчас часто об интернете и его образовательных возможностях знают больше. Мы хотели, чтобы конференция была живой, интересной, открытой. В 2019 году, на третьем году ее жизни, задумка удалась. Были прекрасные секции, интереснейшие темы, «звезды» школы – учителя, педагоги дополнительного образования, воспитатели, директора. Оказалось, что в Омске есть прекрасные примеры цифровых школ, уроков, практик. Мы очень хотели, чтобы об этом знали в других регионах, в стране.
Недавно «Снейл» стал партнером Университета Национальной технологической инициативы, и сейчас работает со студентами омских вузах.
– Мы долго размышляли, кому нужны и нужны ли наши конкурсы, – говорит Юлия. – Около 20 процентов участников «Снейла» стали постоянными. Сообщество педагогов «Снейла» есть в каждом городе России, и отзывы педагогов о наших конкурсах помогают делать их лучше. Недавно выяснили, что опыт использования наших конкурсов анализируется в научных статьях педагогов, методистов, исследователей. Это говорит о том, что наша стратегия «люби то, что делаешь» верна.
Эту уверенность подкрепляет то, что «Снейл» теперь экспериментальная площадка Федерального института развития образования по проекту «Математика дома». Хотя дистанционное образование еще не пришло в школы, Центр хочет предложить школьникам альтернативу: изучать предмет подругому, с набором игровых механик, с нелинейным построением образовательного маршрута, совмещая разные формы обучения и форматы. То есть строить свой образовательный маршрут, используя конкурсы не как контроль знания, а как механику обучения.
– У нас нет возможности стоять на месте, мы должны постоянно смотреть вперед и отслеживать происходящие в обществе, в мире, в мировом образовании, в технологиях изменения, – считает Нацкевич. – Самое трудное – искать сотрудников. Постепенно растем, открываются новые направления, кроме того, у нас работает молодежь, которая (жизнь есть жизнь) выходит замуж, рожает детей, уходит в декрет... Так что хороших специалистов недостаточно.
Найти готового очень сложно, и поэтому Центр стучится в вузы. Давно сотрудничает с Омским педагогическим университетом, а в этом году подписывает долгосрочное соглашение о сотрудничестве, согласно которому становится постоянным местом практики для будущих учителей и поможет готовить специалистов для школы будущего. Начали работать с педагогическим колледжем №1, приглашая студентов освоить курс «Школа преподавателя робототехники». Может быть, в условиях реальной педагогической работы у ребят появится представление о том, что сегодня педагог должен быть мобильным, постоянно развивающимся. Не урокодателем, а учителем!
Наталья ЯКОВЛЕВА.