Не прошло и двух недель с инаугурации президента России Владимира Путина, а в стране уже многое изменилось. Вроде и правительство осталось «старое», а вопрос о повышении пенсионного возраста уже даже и не обсуждается. Факт решенный. Вопрос только в деталях – когда, на сколько и каким образом.
ЭКОНОМИКА тоже откликнулась.
28 мая водители увидели на омских заправках новые цены на бензин: за литр бензина АИ-92 омичи отдадут 40,20 рубля, за АИ-95 – 43,30 рубля. Также подорожало дизельное топливо – за литр автомобилист отдаст 44,10 рубля. В Омске пройдена психологическая отметка в 40 рублей за литр самого популярного бензина АИ-92 – это топливо подорожало сразу на 2,4 рубля. И это притом что это уже седьмое повышение цены за месяц и одиннадцатое с начала года.
Антимонопольщики (УФАС России) не заставили себя долго ждать и заявили, что нефтяники сами вправе устанавливать какие угодно цены. Рост цен на бензин оказался даже ниже, чем мог быть. Ибо в соответствии с действующим законодательством цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, то есть участники рынка самостоятельно устанавливают цены на реализуемую продукцию, сообщили в УФАС и напомнили, что на территории Омской области основным продавцом на розничном рынке бензинов автомобильных и дизельного топлива является ООО «Газпромнефть-Центр» (сеть АЗС «Газпромнефть»), на мелкооптовом рынке – ООО «Газпромнефть – Региональные продажи».
В УФАС сообщили, что рост розничных цен на бензин автомобильный самой популярной марки АИ-92 в Омске с января по сегодняшний день составил 7%, в то время как оптовая цена за этот же период поднялась сразу на 30%; за период с 1 мая 2018 года цены на АЗС в Омске выросли на 5% при росте оптовых цен на 12%. То есть можно сделать вывод, что цены на заправках растут медленнее, чем на оптовом рынке, и могли бы расти быстрее.
Тем более что, по мнению ФАС России, на стоимость бензина оказывает влияние семь факторов, которые резко и одномоментно совпали:
– рост налоговой нагрузки;
– сезонный спрос на нефтепродукты;
– рост мировых цен на нефть;
– рост отраслевых издержек;
– плановые ремонты российских НПЗ;
– динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;
– условия мелкооптовой реализации нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов.
Комментировать это – нет смысла. Цены на бензин у нас всегда повышаются в трех случаях:
1) если цена на нефть повышается, то и на бензин повышается. Логично? Логично;
2) если цена на нефть понижается, то цена на бензин все равно повышается. Нелогично, а восполнить потери тех, кто наполняет госбюджет, нужно. Логично?
3) если цена на нефть стабильна, то бензин все равно в цене повысят… Инфляция! Логично? Логично…
Словом, строго по баснописцу Крылову – у сильного всегда бессильный виноват.
СРЕДИ причин роста цен на бензин в России эксперты называют главную – чрезвычайно возросшую выгоду экспорта, куда сразу пошла большая часть нефтепродуктов, которые должны были продаваться на внутреннем рынке. Биржевые цены на бензин сейчас достигли максимума за всю историю торгов. Частные компании массово выводят топливо с биржевых торгов с тем, чтобы успеть нажиться на высокой стоимости, направив эти объемы на экспорт. В итоге получилось так, что нефтяникам стало выгоднее отправлять топливо за рубеж, чем реализовывать на внутреннем рынке. Отсюда дефицит на оптовом рынке и, как следствие, скачок цен в рознице.
Вот так и живем при капитализме: прибыль и ничего личного. Правда, прибыли мешают налоги и акцизы. Поэтому УФАС напомнило о постоянном росте ставки акцизов на моторное топливо – из-за этого нефтяники и повышают цены на бензин. Рост акцизов запланирован в 2019 и 2020 годах, а это значит, что стоимость бензина еще не раз вырастет.
И тут встревожилось правительство РФ – чтобы обуздать резко взлетевшие цены, принято экстренное решение о снижении акцизов на дизельное топливо и бензин.
Как сообщают РИА Новости, первый зампредседателя комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков заявил, что акцизы на бензин будут снижены на 3 тыс. рублей за тонну, а акцизы на дизельное топливо – на 2 тыс. рублей. Соответствующие поправки депутаты Госдумы примут в весеннюю сессию. На сколько рублей благодаря этому снизятся цены на заправках, чиновники и депутаты еще считают.
Но это когда будет!? Скептики считают, что к тому времени цены еще рубля на 2–3 поднимутся, а потом правительство милостиво разрешит их снизить на пятьдесят копеек. И никто не упоминает, что здесь просматривается вполне себе «лоховской развод» в стиле 90-х. Сначала взвинтить до непомерных высот цену вопроса, потом под давлением обстоятельств (общественности, оппозиции и прочих отвлекающих от главного действия факторов) пойти на «уступки», которые по факту оборачиваются даже с прибылью.
ПО МНЕНИЮ второго секретаря Омского обкома КПРФ Андрея АЛЕХИНА, особое опасение вызывает то, что вакханалия роста цен на топливо происходит в период весенне-летних сельхозработ. Это может привести к сокращению посевных площадей, банкротству значительной части производителей зерна и в итоге подрыву продовольственной безопасности страны.
– 16 мая я выступал на заседании Законодательного собрания, сделал заявление по ситуации, которая складывается с топливом. Обратился к врио губернатора, депутатам – действительно, это беспредел, честно говоря. Вообще, цена на топливо – это базовая цена, она входит в стоимость любого товара. И повышение цен на топливо приводит к повышению цены на любой, особенно жизненно необходимый товар. Повышение цен ударит по муниципальному транспорту, Омскоблавтотрансу, они и так у нас в тяжелом положении, мы эту ситуацию только усугубляем. В сложном положении оказываются и наши аграрии. Только в этом году было 16 повышений цены на топливо. В мае это уже седьмое повышение! И такой рост цен сегодня вообще беспрецедентный. Когда я выступал в Заксобрании неделю назад, приводил пример по аграриям: стоимость солярки была в мае прошлого года 32 рубля 83 копейки, когда выступал неделю назад, она стоила 42 рубля 70 копеек, сегодня уже 43 рубля 30 копеек. Мы уничтожаем, убиваем наше производство, наше сельское хозяйство. Власти ссылаются на то, что растет цена на нефть. Это так. Но, когда цена на нефть падала, никто стоимость бензина не снижал. Господин Медведев, господин Путин раскрутили инфляцию до невозможных пределов. Терпение народа лопнет! – жестко обнажает проблему лидер фракции КПРФ в Законодательном собрании.
Об этом же – министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Максим Чекусов.
Несколько ранее, еще до майского топливного кризиса, на пресс-конференции он отмечал, что омские аграрии оказались между двух огней: цены на солярку в регионе за год выросли на рекордные 27 процентов, при этом официальная инфляция в стране составляет всего 2–3%. Но усугубляет ситуацию в том числе и то, что аграрии оказались под ударом не только со стороны нефтяников, но и переработчиков, которые снизили закупочные цены на молоко на 4–5 рублей за литр. Это очень существенно. Если в начале года молоко стоило 25–26 рублей, то сейчас – 18–19 рублей. При этом в магазине «молочка» не подешевела. Сразу становится понятно, кто теперь получает сверхприбыль.
Конечно, можно повозмущаться, но 55 млн россиян (77% избирателей) проголосовали за «своего» президента… А это только начало.
Хотелось бы узнать публично – и не важно, кто объяснит, УФАС или правительство Путина (нет хорошего царя и плохих бояр): почему всех этих факторов не было в СССР? Тридцать лет цена топлива на одном уровне, а при Путине за три года выросли цены на топливо и стали выше, чем в странах, где нет своей нефти и нефтепереработки...
Все озвученные факторы роста цен на топливо – это факторы, выдуманные именно «приближенными царя». Им принадлежат все добывающие и перерабатывающие отрасли нефти и газа. Да, кое-кого из них пнули под зад, и теперь обобранные и обездоленные ими должны их же спасать… благосостоянием.
Стоит ли удивляться, что вскоре повысят НДФЛ. Тем, кто работает, – пенсионный возраст. Налог введут для самозанятых («самоделкиных» и бабушек с пирожками и семечками). Вот тогда заживем... как в сказке.
В общем, строго по Медведеву – все будет еще дороже, но вы держитесь!
Евгений ПАВЛОВ.