Без перспективы
Несмотря на протест фракции КПРФ, 32 парламентария поддержали в первом чтении проект бюджета Омской области на 2017 год. Что это за бюджет? Коротко этот документ, по которому придется жить и развиваться региону ближайшие три года, охарактеризовал спикер парламента Владимир Варнавский: «Проект представленного нам бюджета хуже некуда, но лучшего варианта никто не представил».
Согласно проекту бюджета – доходы региона составят 64,2 млрд рублей (из них 54,1 млрд – собственные доходы, остальное – федеральные трансферты), расходы – 64,45 млрд рублей. Собственные доходы бюджета будут состоять почти полностью из налоговых поступлений: 29 млрд рублей – планируемые поступления от налога на прибыль и НДФЛ, 14 млрд рублей – акцизы, прежде всего, на моторное топливо и алкоголь, 6 млрд рублей – налог на имущество. На этом фоне налоговых доходов поступления от использования областной собственности выглядят скромно: 237 млн рублей – от приватизации имущества и земельных участков, 62,5 млн рублей – арендная плата, 57 млн рублей – дивиденды акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в областной собственности.
Но! Мало того, что доходы уменьшаются, так еще и региональный долг за последние пять лет увеличился более чем вдвое и на 1 января 2017 года составит 45,4 млрд рублей. Расходы на его обслуживание – около 3,2 млрд рублей ежегодно.
Если зарплата бюджетников, обслуживание госдолга хоть как-то защищены, то «незащищенные» статьи подпадают под топор. Вот цифры расходов бюджета по некоторым статьям за 2015, 2016 и план на 2017 годы (соответственно):
Культура – 1,8 / 1,2 / 1 млрд рублей;
ЖКХ – 1,14 / 0,75 / 0,2 млрд рублей;
Физическая культура и спорт – 0,69 / 0,39 / 0,34 млрд рублей соответственно:
Тенденция налицо, такой план бюджетом развития никак не назовешь. Кстати, с позицией коммунистов отчасти солидарна прокуратура Омской области, направив свои замечания в Законодательное собрание.
Конечно, в областном правительстве пытаются найти дополнительные источники доходов.
На страже интересов. Своих
На этом же очередном пленарном заседании министр экономики региона Оксана Фадина представила проект «О внесении изменений в закон «О налоге на имущество организаций», в котором предусматривается поэтапное повышении ставок налога с одного процента в 2018 году до двух к 2022 году – в частности, за площади свыше трех тысяч квадратных метров.
И тут парламентарий В. Кокорин, депутат и владелец «Каскада», «Континента» и многих других обширных торговых площадей, голосовавший до этого стойко за все предложения, спущенные сверху, выступил против инициативы регионального минэкономики и поднял ввысь знамя… малого предпринимательства. Дескать, обижают, хотят разорить моих арендаторов.
– Мы находимся в кризисном состоянии, и в следующем году оно будет лишь продолжаться, – приглашал он в свидетели депутатов и небеса. – В такое время нужно очень осторожно облагать организации новыми налогами. 0,5% – это не щадящий налог, щадящий – это 0,1%. А для тех, кто на «упрощенке», вообще должен быть 0,01%».
В Минэкономики с таким раскладом не согласились, хотя документ действительно спорный. По данным ведомства, один процент – минимальная из возможных ставок, если опустить ее ниже, доходная часть бюджета существенно уменьшится. Но и депутату Кокорину хочется напомнить, что в более благополучном Новосибирске, куда, кстати, он начал перемещать часть своего бизнеса, аналогичный налог семь (!) процентов. И ему он никак не вредит, как и новосибирским предпринимателям. По крайней мере, из Омска стараются перебраться туда, а не наоборот.
И вообще, интересная получается картина. В Кемеровской области такой налог - больше трех процентов, в Тюменской почти столько же. В республике Татарстан и вовсе более восьми процентов. Может, потому и более успешны соседи, что вынуждают бизнес делиться и не предоставляют льгот флагманам промышленности, таким как «Титан»,
нефтекомбинат, шинный завод и другим, что без устали делает наше региональное правительство с помощью депутатов-единороссов в надежде на благосклонность инвестора.
«Экология» говорим – прибыль в уме
Омский предприниматель и депутат Заксобрания Игорь Антропенко стал автором законопроекта о введении налоговых льгот для организаций по переработке и использованию золы ТЭЦ.
«Проблема захоронения промышленных отвалов очень актуальна для Омской области и города. Город не справляется с объемом золошлаковых отходов с трех ТЭЦ. В настоящее время разрабатывается постановление о переработке таких отходов. Представленный законопроект – это попытка закрепить в экономической базе стимулы для предпринимателей, работающих в этой сфере», – пояснил на заседании Игорь Антропенко. При этом он застенчиво умолчал, что практически все производства этого профиля в регионе принадлежат ему (предприятия группы «Основа Холдинг»). А речь, между прочим, идет о понижении ставки по налогу на прибыль до 13,5 процента и ставки на имущество организаций до 0 процентов.
Ситуация с золошлаковыми отходами действительно достойна изучения. И начать надо бы с европейского опыта, на который у нас ссылаются, когда говорят о необходимости платить за бензин или коммунальные услуги. А суть в том, что для освобождения ТЭЦ от золошлаковых отходов там не льготы предоставляли строителям и производителям строительных материалов, а волевым путем, посредством экологических штрафов заставили освобождаться энергетиков от золошлаковых отходов. Так, что те предлагали золу дорожным строителям бесплатно! И только спустя пять лет, когда строители отработали технологии и золошлаковых отходов стало на несколько порядков меньше, встал вопрос о ее продаже по символической цене. А у нас, когда поднялся в очередной раз вопрос об использовании отходов на строительстве дорог, да еще при производстве стройматериалов в 2008 году, стоимость золы выросла в 10 раз. Правда, аппетиты энергетиков тогда резко умерили, но они, аппетиты, остались.
Обещанного
три года ждут
Нескрываемое лоббирование интересов крупного капитала просчитывалось уже во время предвыборной кампании, хотя и выставляли лоббисты себя народными радетелями. Нынче же можно забыть обо всех предвыборных обещаниях.
И вот уже депутаты-одномандатники, что выдвигались от «Единой России» по сельским округам, голосуют против поправок, предложенных фракцией КПРФ. Как темпераментно заявил руководитель фракции Андрей Алехин, поправки эти как раз в пользу единороссовского электората – сельских работников культуры и учителей, что по одному мановению начальнической длани бежали агитировать за кандидатов от ЕР. И стоимость вопроса, откровенно говоря, немного меньше, чем потери бюджета от предоставляемых предприятиям льгот. Льготы сельским работникам необходимы. Заработные платы у заведующих клубами крайне низкие – от 2–5 тысяч рублей. Как на эти деньги жить? Льготы учителям тоже. Иначе не поедет молодежь в село учить детей. Или льготы для ветеранов труда Омской области, которые имеют право на доплату в сумме 550 рублей? Можно подумать, их, этих ветеранов, десятки тысяч.
Словом, единороссы заблокировали поправки Алехина. Денег-то на всех не хватает. Да и чего церемониться? Ближайшие четыре года избиратели будут не интересны. Как раз до 2021 года.
Евгений Павлов.
Из письма прокуратуры Законодательному собранию
Предусмотренное Проектом финансирование на отдельные социально значимые мероприятия не позволяет удовлетворить имеющуюся в них потребность. В частности, недостаточно предусмотренного Проектом финансирования на следующие мероприятия:
– осуществление организационных мероприятий по возмещению затрат по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан и лиц, страдающих отдельными категориями заболеваний (предусмотрено в Проекте 860 млн руб. при потребности в 1 030,5 млн руб.);
– организация лекарственного обеспечения пациентов БУЗ Омской области «Клинический онкологический диспансер» современными противоопухолевыми средствами и препаратами сопровождения (предусмотрено в проекте 50,2 млн руб. при потребности в 357,9 млн руб.);
– приобретение высокоэффективных лекарственных препаратов и медицинских изделий, проведение диагностических мероприятий для оказания медицинской помощи детям с редкими генетическими, наследственными тяжелыми заболеваниями… проживающих на территории Омской области, в БУЗ Омской области «Областная детская клиническая больница» (предусмотрено Проектом 31,5 млн руб. при потребности в 67,6 млн руб.);
– предоставление субсидий перевозчикам на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа (предусмотрено проектом 20 млн руб. при потребности в 84 млн руб.);
– предоставление субсидий местным бюджетам на организацию транспортного обслуживания населения (предусмотрено Проектом 51,5 млн руб. при потребности в 123 млн руб.);
– обеспечение жильем детей-сирот (предусмотрено в Проекте 10 млн руб., что недостаточно даже на обеспечение детей-сирот по решениям судов (на исполнении в службе судебных приставов – исполнителей находится 466 исполнительных производств); при этом количество лиц указанной категории, срок предоставления жилья которым наступил, составляет 4 044 человека.
– исполнение обязательств БУ Омской области «Агентство жилищного строительства» по строительству многоквартирного дома №8, расположенного в квартале «Б» жилищного комплекса «Московка-2» в Ленинском административном округе г. Омска (ориентировочная стоимость строительства составляет 60 млн руб.), а также по погашению задолженности по исполнительным листам о взыскании с учреждения денежных средств на сумму свыше 62 млн руб.;
– компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, теплоснабжающих организаций на территории Омской области, возникших в результате установления льготных тарифов гражданам в целях соблюдения предельных индексов (предусмотрено Проектом 10 млн руб. при потребности в 38 млн руб.).
С учетом изложенного предлагается рассмотреть вопрос об увеличении финансирования на указанные мероприятия.
Заместитель прокурора области
старший советник юстиции В.А. Шевченко.