О Великой Отечественной написано уже немало, но исследователи продолжают открывать все новые страницы событий. Бесценные свидетельства собраны в книге «Дом детства моего», изданной благодаря инициативе омичей.
Возвращение к исторической памяти
Я держу в руках прекрасно изданный историко-архивный сборник «Дом детства моего». Это книга – реквием. Без слез ее невозможно читать. В ней нет ничего выдуманного, приукрашенного. Документы, факты, воспоминания, фотографии.
Рассказывает главный редактор-составитель Ирина Борисовна Гладкова.
– Тема Великой Отечественной войны для меня, как и для многих, выросших в СССР, особенная. Книги сегодня издаются на высоком полиграфическом уровне. Но где взять на такое издание деньги? Близилась дата 75-летия Победы, и мы – члены совета региональной общественной организации ветеранов (пенсионеров) культуры, искусства, художественного образования – решили принять участие в конкурсе президентских грантов. Наш проект победил, и благодаря этому гранту мы смогли издать книгу, правда, небольшим тиражом – всего 200 экземпляров. Тему выбрали очень значимую для истории Омска – ленинградские дети, эвакуированные из осажденного города.
В течение 2019–2020 годов вели сбор материалов, сосредоточились на детских домах и интернатах, домах малютки. Редакционный совет стремился собрать как можно больше документальных свидетельств. Уникальные документы помогли найти сотрудники областного исторического архива, архива министерства образования Омской области. Работники библиотек и музеев 26 районов Омской области, добровольные помощники-волонтеры оказали помощь в сборе воспоминаний бывших воспитанников и воспитателей детских домов и интернатов. Поистине книга стала коллективным, народным проектом.
Все архивные материалы свидетельствуют: ключевая роль в организации переезда детей, их жизнеобеспечении принадлежит органам партийным (ВКП(б). – Авт.) и комсомольским, а также советским административным. Они занимались приемом и размещением ребят по детдомам. В то время Омская область занимала огромную территорию почти до Северного Ледовитого океана, в нее входило 59 районов. И, несмотря на такие простые средства связи, как телефон, почта, телеграф, все отрабатывалось четко и в сроки.
Мы старались показать, как далекий и холодный край Сибирский стал для тысяч эвакуированных родным местом, вторым домом. Как была организована, требовавшая колоссального труда, работа по эвакуации и размещению детей подальше от войны. Работа сродни подвигу. В сборнике три части: «Ленинград-Омск. Линия жизни, линия судьбы», «Согретые Сибирью» и «За архивной строкой». В двух – воспоминания бывших детдомовцев, их учителей и воспитателей, жителей тех сел, где размещались детские дома и интернаты. В третьей части – перечень документов с указанием ссылок на место хранения и аннотациями по каждому документу. Эти данные важны для будущих исследователей темы. Отрадно, что сейчас в нашем обществе наблюдается поворот к возвращению исторической памяти, к гордости за свою советскую историю.
На слабенькие плечи – недетская беда
Это слова из стихотворения Роберта Рождественского, который в 9 лет на омском перроне навсегда простился с отцом, отправлявшемся на фронт. «У нас и детства не было отдельно, а были вместе – детство и война», – писал поэт.
Из воспоминаний Татьяны Сергеевны Балякиной: «Мама и сестренка умерли от голода. Отец погиб на фронте. Я, двухлетняя, оказалась одна в пустой квартире рядом с умершей матерью. Вероятно, мой плач услышали дружинники, обходившие дома…».
Лилия Николаевна Петрякова: «Зимой 1943-го нас вывезли на Большую землю по Ладожскому озеру. Мы ехали на первой машине, а идущая следом колонна из двадцати грузовиков на наших глазах ушла под лед…».
Ференц Карольевич Надь (известный омский краевед): «Ехать в Сибирь было очень тяжело, в поезде все время кто-то умирал, и приходилось ехать вместе с ними».
Нина Семеновна Махотина: «Помню, как нас везли в Сибирь. Ехали мы очень долго. Однажды поезд остановился, кто-то сам вышел, кого-то вынесли, а мы очень радовались, что здесь не бомбят, что трава вокруг. Мы эту траву рвали и ели…»
Мария Лазарчук: «Мы – маленькие дети – приехали на станцию Куломзино. Мы ехали в Омск втроем: я, трехлетняя, и две моих сестры, одной было всего полтора года. Она в дороге умерла. Нас встретили сотни омичей, а сопровождающий сказал: «Кто может, приютите их, как своих детей». И нас всех разобрали. Я в приемной семье была 17-м ребенком».
Детей повезли в сельские районы, рассчитывая, что деревня их поднимет на ноги и прокормит.
А в деревне –
фронт трудовой
Как жили тогда в селах и деревнях – всего не расскажешь. Широкая воинская и трудовая мобилизация, отсутствие техники – ее отправили на фронт. Пахота и сев, уборка урожая, уход за скотом, заготовка кормов, заботы о семье легли на плечи женщин, стариков, подростков. Многие из них были разуты и раздеты, жили впроголодь. Для фронта, для победы сдавали все: молоко от своих коров (взамен получали обрат), картошку, морковку, капусту, выращенные в огородах. Сдавали по нормам шерсть с овец и коз, шкуры овец и свиней, независимо от наличия их в хозяйстве. Не только на колхозных, но и на своих коровенках и быках возили зерно и дрова, пахали. И несмотря на все трудности, сибиряки сделали все возможное, чтобы ребятишки, спрятанные от войны, выжили и выросли.
«…Каждый получил по чашечке молока»
Эшелоны встречали врачи, проводившие осмотр. Профессор Омского медицинского института Г. И. Алхутова вспоминала: «Студенты, санитары, врачи на руках выносили детей из вагонов санитарного поезда, аккуратно и очень осторожно рядами укладывали на телеги, везли по городу и размещали в палаты. Дети были истощены, сначала не могли даже сидеть, они могли только, да и то с трудом, ползать». Самых тяжелых определяли в костно-туберкулезные, трахоматозные, инфекционные больницы.
Жители поселка Таврическое: «В августе – сентябре 1941 г. в район начали прибывать дети, в том числе из Москвы и Ленинграда. В селах района было создано 5 детских домов, для них отвели школьные здания и другие приспособленные помещения». В Москаленском районе директор совхоза «Элита» Сергей Евдокимович Зорько отдал под ленинградский дошкольный интернат свой дом, выделил земельный участок и корову.
Особенно сложно приходилось зимой. Однажды комсомольцы Называевска, сопровождая автоколонну с детьми от станции до села, преодолевая сугробы, с лопатами шли впереди машин, разгребая снег. Как потом писала заведующая облоно Наталья Павловна Арцимович, в следующем селе их сменили другие комсомольцы, и так в пургу были пройдены все 20 км до места назначения.
Сельские жители порой отдавали детдомовским детям последнее. «Хорошую инициативу проявили учителя Муромцевской средней школы, провели сбор вещей среди своего коллектива, – писала районная газета. – Горланова Татьяна Петровна выделила платье и кофточку, Зорькина Мария Ивановна 2 детские рубашки и наволочку, Иванова Александра Фроловна – полотенце, наволочку и платье, Журавская Мария Леонтьевна – майку, полотенце и шапку…». Учителя Харламовской школы Таврического района обратились к школьникам с просьбой помочь собрать пимы, шапки, шубы для перевозки детей со станции в село. Одна из девочек тут же сняла пальтишко. «Как же сама-то?» – всплеснула руками учительница. Но в ответ услышала: «А я тут рядом живу, добегу до дома!».
Из воспоминаний воспитанницы школы-интерната №152 Клавдии Федоровны Майоровой: «На Новый год нас пригласили на праздник в семью. Мы сидели на диване, хором пели песни, рассказывали стихи. Потом мы получили кульки из газет с самодельными сладостями: кусочком пирога и конфетами, сделанными из сахарного сиропа, очищенных тыквенных семечек и сметаны; каждый получил по чашечке молока».
Дети писали письма на фронт и верили в победу. В годы блокады Ленинграда из Омска в осажденный город было отправлено 214 вагонов с подарками, в том числе сделанными детьми.
Вместо заключения
Книга «Дом детства моего» сегодня библиографическая редкость.
– Наша книга о единении всего народа во имя Победы, это и есть основа патриотизма. Ее следует переиздать, чтоб она была доступна во всех районных и в школьных библиотеках, – считает Ирина Борисовна Гладкова. – И если б нашелся спонсор, можно и дополнить. У нас осталось много бесценных материалов, не вошедших в издание.
Блокада Ленинграда немецко-фашистскими захватчиками длилась долгие 872 дня – с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе со взрослыми были 400 тысяч детей. Омская область за годы войны приняла почти 17 тысяч маленьких ленинградцев. Кроме них, в регион привозили детей из Москвы, Запорожья, Тамбовской, Курской, Смоленской областей, из Киева, Ростова-на-Дону и других городов. По данным клуба «Блокадник», в нашей области проживает 85 блокадников,10 из них активно участвуют в общественной жизни.
Татьяна ЖУРАВОК.